Мировой финансовый кризис набирает обороты. В годовщину дефолта 1998 г. аналитики заговорили о том, что глобальная интеграция экономик и рынков делает Россию уязвимой. Как можно будет спасти сбережения, если события начнут развиваться по пессимистическому сценарию?
Августу 1998 г. предшествовал июль 1997 г., когда начался азиатский кризис. Так что запас времени и прочности у России еще большой, сейчас в худшем случае прозвучал только первый звоночек. Вероятность того, что события в США перерастут в полноценный кризис, я бы оценил чуть ниже 50%. Скорее надо говорить о паузе в экономическом цикле.
Но если происходящее перерастет в мировой кризис, мы столкнемся с обесцениваем всех активов. В первую очередь тех, что сильно росли в последние годы: недвижимость, сырьевые товары, акции.
Если нефть упадет ниже $35—40 за баррель, рубль может развернуться. Тезис, что российская валюта — самая надежная гавань, может оказаться под сомнением.
Вопрос в том, делать ставку на евро или доллар. Готового решения нет. От кризиса в США пострадает и Европа. Но в долгосрочном плане я бы делал ставку все же на евро. И еще на одну валюту, очень сильно недооцененную по паритету покупательной способности. Из исследований ЦРУ за 2006 г. можно сделать вывод, что юань недооценен в 3,8 раза и в долгосрочном плане является самым надежным убежищем.
Кирилл ТРЕМАСОВ