Пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) практически не оставил банкам оснований для оспаривания своих гарантий. Банковскую гарантию отныне не удастся признать недействительной на основании того, что она была составлена в электронном виде, не подписана главным бухгалтером банка или не покрывает весь срок действия гарантируемого обязательства. Эксперты считают, что в таких условиях банки станут более осторожно подходить к оценке платежеспособности своих контрагентов.
В пятницу пленум Высшего арбитражного суда утвердил постановление, которое обобщает судебную практику разрешения споров, связанных с банковскими гарантиями, и станет руководством для вынесения решений арбитражными судами. Теперь у банка, выдающего гарантию, при неблагоприятном развитии событий практически не остается способов ее оспорить. В частности, пленум ВАС указал, что банковскую гарантию нельзя признать недействительной на том основании, что в ней не перечислены все условия обязательства. По мнению пленума, достаточно указать должника, сумму гарантии и договор либо «характер обеспеченного гарантией обязательства». Не облегчает оспаривание действительности гарантии и то, что она была выдана в электронной форме, считает пленум. И даже отсутствие подписи главного бухгалтера со стороны банка не будет являться основанием для признания гарантии недействительной. До сих пор практика оспаривания гарантии на эти основаниях была довольно распространенной, указывают юристы. «Инициатива пленума ВАС формирует определенную позицию судебных споров в случаях, когда гаранты оспаривали именно правильность оформления документа, в том числе его электронную форму»,— говорит партнер «Линии права» Дмитрий Крупышев.
Для большого числа банков выдача гарантий по чужим обязательствам является бизнесом, по важности не уступающим кредитованию. «Для нас гарантии — ежедневная практика: около 10% принимаемых решений по кредитованию — это выдача банковских гарантий»,— отмечает предправления СБ-банка Андрей Егоров. Самыми распространенными на рынке, по его словам, являются гарантии исполнения контракта, поставки товара, возврата авансового платежа и таможенная гарантия. В зависимости от вида гарантии, а также от надежности клиента сумма покрытия гарантией может составлять от 5% до 100% стоимости контракта, а вознаграждение, взимаемое банком за выдачу гарантии, определяется надежностью клиента, наличием обеспечения и варьируется от 2% до 5—6% от суммы гарантии. По данным отчетности российских банков, на 1 марта объем выданных банковских гарантий достигал 2,95 трлн руб. Это составляет около 11% совокупного кредитного портфеля российских банков, указывает аналитик «ВТБ Капитала» Максим Раскоснов.
Какая доля выданных гарантий оспаривается банками в судах, эксперты оценить не берутся, указывая лишь, что за время кризиса она существенно выросла. Новое постановление пленума ВАС существенно ограничивает банкам свободу маневра.
Главным изменением стало то, что теперь банк не сможет избежать выплат контрагенту своего клиента по гарантируемой сделке, если срок действия обязательства превышает срок действия гарантии. «До сих пор некоторые суды признавали банковские гарантии, выданные на срок менее гарантируемого обязательства, не носящими обеспечительной функции. Постановление пленума изменит эту практику»,— поясняет директор юридического департамента Бинбанка Артем Коновалов.
Банки получают вознаграждение за оформление гарантии сразу и не заинтересованы в выплате гарантированных средств контрагенту своего клиента, если тот нарушит условия сделки или откажется от ее проведения, указывают юристы. «Если клиент банка не возместит ему сумму гарантии, выплаченные по ней деньги банк сможет вернуть только через суд, что требует больших финансовых и временных затрат»,— поясняет юрист компании «Яковлев и партнеры» Елена Кравцова. Принятое постановление пленума ВАС существенно сужает возможности банков оспаривать гарантии в суде через признание их недействительными. Не исключено, что в результате оценка банками контрагентов станет более жесткой и прописывать все условия в гарантии банки тоже будут более осторожно, резюмирует госпожа Кравцова.
Ольга ШЕСТОПАЛ