С момента принятия второго пакета финансовой помощи Греции все чаще звучат голоса сторонников выхода этой страны из зоны евро. Аргументируется это радикальное предложение утверждениями, что экономика Греции на нуле, а шансов на ее восстановление и обретение конкурентоспособности больше за пределами валютного союза.
Насколько верен диагноз экономического положения этой страны, настолько же и сомнителен предлагаемый рецепт для ее излечения. Действительно, в результате жесткой экономии в течение трех минувших лет ВВП Греции снизился почти на 15%. Неутешителен прогноз и на текущий 2012 год: дальнейшее сокращение экономики еще почти на 5%. Более неприятную перспективу и представить себе трудно, ведь такое развитие значительно затрудняет решение задачи по сокращению госдолга.
Однако если сравнивать два нелегких пути (с евро или без него), перед выбором между которыми стоит сейчас Греция, то становится ясно, что путь с сохранением евро — предпочтительнее. Дело в том, что основная проблема страны — не проблема издержек, а структурная проблема. Введение драхмы решило бы только первую из них, а справиться со второй проблемой гораздо лучше сможет помочь евро.
Если говорить о нынешнем уровне национальной и международной конкурентоспособности Греции, то сегодня страна почти не производит промышленных товаров или услуг, которые могли бы конкурировать на международных рынках. Доход, по сути, приносит лишь туристическая отрасль. Хотя, согласно экспертным оценкам, положение ее сейчас в целом неплохое, но перспективы дальнейшего роста в этом сегменте невелики. Таким образом, возвращение к драхме вряд ли принесет больше пользы, чем вариант сохранения единой европейской валюты.
Гораздо важнее было бы заняться вначале улучшением ситуации с национальной конкурентоспособностью. Греция отличается существованием множества закрытых рынков. Не случайно тройка кредиторов в составе Евросоюза, МВФ и ЕЦБ настаивает на их открытии, что даст импульс экономическому развитию. Приведу один только пример: в 1970 году власти Греции выдали ограниченное количество лицензий на грузовые перевозки. С тех пор число этих лицензий остается без изменений. Ввиду же того, что экономика с тех пор значительно выросла, на рынке перевозок возник дефицит игроков. Экспедиторские фирмы получили возможность значительно повысить расценки на свои услуги. Если же количество лицензий существенно увеличить, то рынок вздохнет свободнее и цены упадут. Придут новые фирмы, перевозить грузы можно будет больше и дешевле. Это лишь один из многих факторов, которые позволят оживить конкурентоспособность греческой экономики и будут способствовать новому подъему экономики внутри Греции.
Наряду с рынком грузоперевозок существует еще целый ряд других закрытых рынков, открытие которых таит в себе не меньший потенциал для развития страны. В случае же выхода Греции из зоны евро эти рынки, по всей вероятности, так и останутся закрытыми. Их потенциал пропадет. Напротив, если Греция останется членом валютного союза, то это позволит тройке оказывать реформистским силам в Греции поддержку в деле открытия ее рынков, способствуя тем самым росту конкурентоспособности всей страны в целом.
Замечу, что в своем нынешнем состоянии на серьезные инвестиции в современную инфраструктуру или же в организацию научно-исследовательских центров за счет собственных ресурсов Греция не способна. Страна нуждается в поддержке инвестиционным капиталом извне, что позволило бы ей создать в одной-двух отраслях конкурентоспособную в международном плане структуру. Такую помощь Греции придется оказывать Евросоюзу.
Среди реформ, в которых особенно остро нуждается Греция, можно выделить проблематику реформирования управленческого и госаппарата. За последние месяцы стало абсолютно ясно, что количество чиновников здесь слишком велико, бюрократические препоны парализуют греческую экономику и отпугивают иностранных инвесторов, греческие политики не думают о благе народа, налоговая мораль предпринимательского сословия ужасающа, а расчетно-платежная дисциплина неудовлетворительна не только в частном секторе, но и на уровне государства. Кроме того, нет в достаточной мере готовности выполнять программы, законы и поставленные рамочные условия предоставления помощи. Перечень недостатков системы госуправления можно было бы продолжать и дальше. В индексе коррупции Transparency International Греция находится на 71-м месте, ниже всех других стран — членов зоны евро.
В случае выхода Греции из зоны евро можно предположить, что это приведет к резкому ослаблению тех сил в стране, которые делают ставку на реформы, а сами реформы остановятся. Таким образом, становится понятно, что возвращение Греции к прежней национальной валюте драхме ни экономических, ни финансовых проблем не решит. Отмечу, что все эти проблемы существовали и прежде, во времена драхмы, однако проявлялись они не так явно. Именно поэтому следует рассматривать нынешний кризис как шанс на обновление. Греция стоит перед выбором: превратиться в современную страну в рамках зоны евро или вернуться к драхме, сохранив все свои старые болячки.
Александер КРИТИКОС
Автор — директор по исследованиям Немецкого института экономических исследований (DIW)
Handelsblatt, перевод Александра ПОЛОЦКОГО