Как стало известно «Маркеру», скоро в столичной подземке появятся многофункциональные автоматы по продаже билетов. Расплатиться в них можно будет не только наличными, но и банковскими картами. Точная дата запуска таких устройств еще не определена, но в московском метрополитене отмечают, что в многофункциональных автоматах можно будет приобрести билеты всей тарифной сетки, а не только на 1—10 поездок как сейчас. Кроме того, в автомате можно будет зарядить транспортную карту с длительным сроком использования, а также студенческие карты.
«В многофункциональных автоматах можно будет приобрести билеты всей тарифной сетки — на 1, 2, 5,10, 20, 60 поездок и выше, — сообщили «Маркеру» в московском метрополитене. — Кроме того, в автомате можно будет зарядить транспортную карту с длительным сроком использования (скажем, студенческую). Процесс простой: нужно будет вставить карту в специальный разъем автомата, выбрать опцию «зарядить», необходимый срок (например, 365 дней) и, собственно, оплатить услугу». Тарифы в многофункциональных автоматах будут совпадать с действующими в кассах.
Внедрение новых автоматов, которое началось еще в 2010 году, проводится чтобы разгрузить кассиров. Помимо оплатой наличными, в автомате можно будет расплатиться банковской картой. Кто будет поставщиком новых автоматов пока не известно. Не исключено, что что разработчиком и исполнителем станет компания «Группа Смарт Технологии», которая уже обеспечивает оборудованием московский метрополитен, Мосгортрнас, МОЭК и ряд других городских структур. В компании «Маркеру» подтвердили, что занимаются разработкой действующих в подземке автоматов, отказавшись от дополнительных комментариев.
Мошенники могут снять сливки
Участники рынка, опрошенные «Маркером», отмечают, что в первую очередь разработчикам следует заняться вопросом обеспечения безопасности при оплате проезда в метро банковской картой, поскольку существует вероятность скимминговых атак. Скимминг (от англ. skimming — «снятие сливок») — кража данных карты при помощи скиммера. Злоумышленники копируют всю информацию с магнитной полосы карты.
«Особенно привлекательными для злоумышленников являются проходные места, так как за короткий промежуток времени можно достаточно много «собрать» данных с карт держателей», — говорит начальник управления транзакционных и сберегательных продуктов Абсолют Банка Мария Коханюк. С ней соглашается начальник отдела претенциозной работы и контроля рисков СБ Банка Павел Гоголев: «Внедрение новых автоматов, скорее всего, вместе с удобством для держателей карт добавит мошенникам возможностей для компрометации «пластика»».
«Безопасность при покупке транспортных карт в автоматах «пластиком» будет напрямую зависеть от банка и компании — разработчика, — резюмирует директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Владимир Тарико. — Они должны обеспечивать безопасные технологии расчетов для автоматов».
Если будут соблюдены все необходимые технические меры, то и оплата картами в подобных многофункциональных автоматах будет безопасной, отмечает эксперт. По словам Тарико, это может достигаться теми же техническими мерами, которые достаточно широко используются в банкоматах. Основных способов два. Во-первых, банк, обслуживающий автоматы, должен установить на картоприемник специальный модуль — антискиммер. Во-вторых, должна применяться PINPad-клавиатура со специальными средствами защиты от возможности установки фальшь-панели, которая имитирует настоящую клавиатуру.
Обменный процесс
Пока процесс разработки многофункциональных автоматов еще не начался, в подземке активно идет замена банкоматов автоматами по продаже билетов на 1—10 «поездок», сообщили «Маркеру» в московском метрополитене. Оставшиеся площади, которые не будут заняты автоматами, в метро планируют вернуть банкам, а в случае отсутствия желания последних — предложить эти места другим компаниям (газетные киоски, ларьки по продаже театральных билетов). В подземке сейчас расположены банкоматы 3 кредитных организаций: Сбербанка (49), Росбанка (151) и Банка Москвы (98). В Росбанке «Маркеру» сообщили, что договор с метро действует, и его банкоматы будут просто перенесены в другие точки подземки, не мешающие установке автоматов продаже билетов.
1000 и больше
Число автоматов по продаже «поездок» уже превысило тысячную отметку и, как отметил собеседник «Маркера», в дальнейшем планируется довести число до 1500 и выше. Сократить очереди у касс за счет автоматов — хорошая идея, однако, по наблюдениям многих пассажиров, у нынешних автоматов, есть ряд недостатков. Так, в них помещается только 600 билетов, так что автоматы часто приходится перезаряжать, это неудобно особенно в часы пик, когда через станцию проходят десятки тысяч человек.
Кроме того автоматы выдают сдачу только монетами в 10 и 1 рубль, при том, что согласно информации на автомате, устройство способно принимать купюры по 1 и 5 тыс. рублей. Ряд автоматов не принимает купюры больше 100 рублей, что делает затруднительным покупку билетов на большое число поездок. Некоторые автоматы были поставлены еще 1—2 месяца назад, но так и не заработали: в минувшее воскресенье, не работали автоматы на станции метро «Печатники» и ряде других станциях.
Недавно Московский метрополитен провел опрос пассажиров на девяти станциях, а также на официальном сайте подземки. Цель — сделать сделать систему оплаты проезда более удобной и быстрой и ликвидировать очереди. Потребителей спрашивали, как часто они пользуются подземкой, откуда едут и почему покупают билет на одну-две поездки.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ