Аналитики рейтингового агентства Standart&Poors считают, что банковская отрасль в России находится в фазе экспансии (подъема). По их ожиданиям, кредитование в 2012 году будет расти быстрее, чем экономика в целом: оно увеличится на 15—20%, при этом объем кредитов, выдаваемых предприятиям, вырастет на 10—15%, а физическим лицам — на 25—30%. Аналитики предостерегают, что бурный рост кредитования может превратиться в «кредитный пузырь». Такие данные содержатся в новом отчете S&P «Оценка страновых и отраслевых рисков банковского сектора: Российская Федерация».
Среди позитивных факторов, влияющих на банковскую систему России, аналитики S&P называют сокращение экономических дисбалансов вследствие медленного роста кредитования и коррекции на рынке недвижимости в 2008—2009 гг., расширение базы фондирования за счет роста розничных вкладов, превышение объема внешних активов над объемом внешних обязательств (по оценкам агентства, к концу 2011 г. официальные международные резервы России выросли до $681 млрд). Также среди позитивных факторов — профицит по счету текущих операций благодаря значительному экспорту энергоносителей и металлов.
Основным негативным фактором аналитики S&P считают зависимость экономики от цен на сырьевые товары, и в первую очередь на нефть, а также низкий уровень кредитоспособности неэкспортных отраслей экономики. «Кредитный риск оценивается как высокий, что объясняется низкой кредитоспособностью неэкспортного сектора экономики, слабостью правовой системы и высоким процентом кредитования в иностранной валюте», — прокомментировал управляющий директор S&P (Париж) Скотт Буджи.
Опасения аналитиков S&P вызывают также «слабые места» в регулировании кредитной деятельности по ограничению кредитования связанных сторон и недопущению высокой концентрации на отдельных отраслях и контрагентах. По их мнению, регулирование в России позволяет банкам формально отвечать требованиям регулирующих органов, обходя их по существу. Тем не менее действия российских государственных органов во время кризиса 2008—2009 гг. эксперты считают более эффективными, чем в предыдущие кризисные периоды. «Для российских банков характерна умеренная готовность к принятию рисков, о чем свидетельствует умеренный уровень их прибыльности, простота предлагаемых продуктов и относительно небольшие размеры в сравнении с корпоративным сектором, где доминируют крупные промышленные компании. Банковская маржа до начисления резервов относительно велика, что позволяет абсорбировать высокие расходы на формирование резервов, характерные для российского банковского сектора. Однако доминирующее положение государственных банков искажает условия конкуренции, ограничивая кредитоспособность частных банков», — добавил Буджи.
Что касается капитализации российских банков, как отметил старший аналитик S&P (Москва) Сергей Вороненко, по данным отчетности МСФО, на конец 2010 года около 68% из 30 крупнейших российских банков имели умеренный уровень капитализации, около 18% — адекватный уровень и выше. Средневзвешенный показатель достаточности капитала по 30 крупнейшим банкам на тот период времени был на уровне 6,6%. Эксперт пояснил, что для оценки уровня достаточности капитала S&P разработало собственную модель с учетом всех рисков. В ней учитывается анализ коэффициента Н1, который использует российский регулятор ЦБ, но для унификации и повышения сравнимости показателей банков в глобальном контексте S&P использует собственный коэффициент RAC (Risk-Adjusted Capital). «В международном контексте российские коэффициенты RAC выглядят в целом неплохо, показатель 6,6% на начало прошлого года выглядел вполне адекватно. Но непредвиденные убытки, которые могут возникать в банковском секторе, непосредственно связаны с риск-профилем того или иного коммерческого банка, поэтому мы оцениваем уровень достаточности капитала в совокупности с рисковой позицией банков», — отметил Вороненко.
Негативно влияет на RAC слабая диверсификация бизнес-профиля большинства российских банков, в том числе и по географическому признаку, а также высокая концентрация на отдельных заемщиках, отдельных отраслях и высокая доля операций со связанными сторонами. Эта совокупность качественных и количественных факторов, по оценкам S&P, будет сохраняться в российском банковском секторе как минимум в среднесрочной перспективе. Соответственно, влияние совокупной позиции по капиталу и по риску на рейтинги российских банков также будет иметь негативный характер в среднесрочной перспективе при прочих равных условиях.
Евгения НОСКОВА