С 2013 года Минфин предлагает ужесточение бюджетной политики, ограничив расходы уровнем доходов от экспорта нефти по цене $97 за баррель. Такое ограничение потребует в следующем году как минимум 1,5-процентного сокращения расходов от уровня 2012 года. Но уже к 2016 году бюджетные расходы будут сокращаться, исходя из $90 за баррель нефти Urals. Новые бюджетные правила, которые возродят «цену отсечения» для нефтегазовых доходов и определят предельные потолки расходов бюджета на долгосрочную перспективу, обещано представить президенту 15 апреля.
Изменения Бюджетного кодекса и новые бюджетные правила будут доложены президенту Дмитрию Медведеву 15 апреля. Об этом корреспондентам информагентств сообщил источник в правительстве. Из его слов следует, что Минфин намерен ужесточить бюджетную политику начиная с 2013 года. В долгосрочной перспективе предложения Минфина предусматривают переход к 2016 году к бюджетным правилам, согласно которым расходы бюджета будут ограничиваться уровнем нефтегазовых доходов, определяемым базовой ценой на нефть. Речь идет о скользящей средней цене за десятилетний период.
Но уже со следующего года Минфин предлагает остальным участникам бюджетного процесса умерить аппетиты последних двух лет и ввести переходный период. В 2013 году в расходные статьи бюджета должны поступать нефтегазовые доходы только из расчета $97 за баррель. Это на $3 ниже уровня 2012 года, так как бюджет этого года рассчитан, исходя $100 за баррель. Поскольку бюджет чуть больше половины обеспечен сырьевыми доходами, предложение Минфина может означать не только прекращение роста расходов, но, возможно, потребует сокращения их части. Вчера же экс-министр финансов Алексей Кудрин поддержал предложения своих бывших коллег, сообщив в Twitter, что «принятые решения по расходам нереалистичны». По его словам, сегодня «правительство сможет временно продержаться при цене на нефть выше $120 за баррель».
По предложениям Минфина в 2014 году планка должна понизиться до $95 за баррель и до $92 в 2015 году. По расчетам Минфина, таким образом будет осуществлен плавный переход к базовой цене — $90 за баррель — в 2016 году. Что делать с доходами сверх такой цены отсечения, вчера не сообщалось. Действующий бюджет предполагает использование части нефтегазовых доходов для замещения госзаимствований или перечисление их в резервный фонд.
Замглавы Минэкономики Андрей Клепач вчера же подтвердил информацию о подготовке новых бюджетных правил, сообщив, что Минэкономики поддерживает их введение только «принципиально». Но с вариантом Минфина Андрей Клепач не согласен и считает необходимым продолжить обсуждение вопроса. Вариант от Минэкономики он вчера не предложил. Однако в правительстве сегодня находится на рассмотрении и другой вариант ужесточения бюджетной политики — предложения от экспертов по корректировке «Стратегии-2020». По их расчетам, бюджет текущего года должен быть сбалансирован при цене $63 за баррель, а бюджет 2013 года — на уровне $70. Такой подход может привести к 15-процентному сокращению текущих расходов.
Предложения Минфина пока ближе остальных к прогнозам будущих нефтегазовых доходов. Вчера Андрей Клепач подтвердил, что пока официальный прогноз на 2013 год — $97 за баррель. По его мнению, этот прогноз будет еще корректироваться, но «не выше $100». В свою очередь, Всемирный банк, представивший вчера доклад о состоянии экономики РФ, предлагает не переоценивать текущий рост цен на нефть и газ. По прогнозу банка, среднегодовая цена российской нефти не дотянет до ста даже в 2012 году, а к 2015 году сократится до $93,9.
Предложения Минфина об утверждении правил расчета расходов, исходя из долгосрочного планирования базовой цены на нефть, окажутся не единственными мерами ужесточения бюджетной политики, которые правительство обсудит в ближайшее время. Минфином уже сформулированы предложения перехода на госпрограммный бюджет в 2016 году (см. «Ъ» от 23 марта). При этом часть расходов на действующие ФЦП в 2012—2014 годах Минфин намерен перенести на 2016 год с возможностью подвергнуть их «оптимизации». Отчасти этим и объясняется несогласие Андрея Клепача с ценой отсечения, предложенной Минфином. В рамках предлагаемой цены отсечения Минэкономики окажется трудно сохранить «паспортные» расходы по целевым программам (см. «Ъ» от 27 марта).
Как пояснили «Ъ» в Минфине уже после выхода статьи, «параметры финансового обеспечения реализации государственных программ за пределами действия федерального закона о федеральном бюджете предполагается определить в долгосрочной бюджетной стратегии». Этот документ разрабатывается, «исходя из необходимости обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы». В частности, Минфином предлагается «устанавливать и предельный объем расходов не только в целом, но и по каждой государственной программе». Долгосрочную бюджетную стратегию в Минфине обещают разработать параллельно с подготавливаемым в Минэкономики прогнозом социально-экономического развития. На заседании правительства эти предложения предполагается рассмотреть 26 апреля. Рассмотрение хода разработки госпрограмм на заседании правительства назначено на 12 апреля. Уже к этому времени правительству предстоит определиться и с «ценой отсечения».
Петр НЕТРЕБА