Банк ВТБ принял первые публичные меры, направленные на предотвращение снижения котировок своих акций. В понедельник вечером на Лондонской фондовой бирже было распространено заявление члена правления банка Николая Цехомского о том, что ипотечный кризис не окажет негативного воздействия на работу ВТБ. Специалисты предсказывают, что если это заявление не повлияет на настроение инвесторов, банк объявит программу выкупа своих акций.
В понедельник на Лондонской фондовой бирже (LSE) после окончания торгов было опубликовано заявление члена правления банка ВТБ Николая Цехомского, в котором он отметил, что развитие ипотечного кризиса в США не окажет влияния на работу банка. «Группа ВТБ не имеет значительных заимствований в ипотечных облигациях, и, таким образом, американские ипотечные инструменты не могут оказывать значительного влияния на наши активы,— подчеркнул Николай Цехомский.— Мы продолжаем выполнять стратегию по увеличению капитализации путем стабильного развития нашего бизнеса в России».
Как пояснил Ъ зампред правления ВТБ Василий Титов, заявление сделано с целью успокоить инвесторов, которые в последнее время продавали акции банковского сектора. «Их волновал вопрос, нет ли в нашем портфеле ценных бумаг американских ипотечных облигаций, и потому мы выступили с таким заявлением»,— заявил он.
Вместе с тем специалисты посчитали, что заявление не принесло должного эффекта. «Иногда такие заявления бывают эффективными, а иногда — нет,— отметил директор по управлению активами УК Альянс Континенталь Владимир Мальханов.— На это заявление рынок никак не отреагировал». Вчера на РТС акции ВТБ подешевели на 1,35%, что незначительно лучше всего рынка в целом (индекс РТС снизился на 1,7%). На LSE, где было размещено заявление, положительный эффект также не наблюдался — котировки банка опустились вчера на 1,38%.
По словам аналитиков, результат был бы более очевидным, если бы представитель банка пояснил свое заявление цифрами, тем более что ВТБ третью часть своего фондирования приходится привлекать на внешнем рынке. «Снижение мировой ликвидности приведет к удорожанию заимствований банка, поэтому косвенно он будет затронут кризисом,— отмечает аналитик Альфа-банка Наталья Орлова.— Чтобы инвесторы поверили ВТБ, необходимо, чтобы он подтвердил свои слова на бумаге».
На мировом рынке считается нормальной практикой, когда компания в том или ином виде дает понять инвесторам, что должна стоить больше. Основные инструменты, которыми при этом пользуется эмитент,— заявления его представителей. Так, на прошлой неделе «Газпром» объявил о том, что в октябре-ноябре может начать выкуп собственных акций с рынка (buy-back). Сразу после того, как это сообщение появилось в широком доступе, котировки акций монополиста начали уверенно расти, прибавив за день 3,2%, тем самым обогнав рынок на 1%.
«Хорошо, что ВТБ делает такие заявления и не отмалчивается,— отмечает начальник отдела продаж ФК Уралсиб Денис Заболотнев.— Это как минимум свидетельствует о небезразличии менеджмента к котировкам бумаг». Судьба акций, распространенных в том числе среди 131 тыс. неквалифицированных инвесторов, действительно тревожит руководство ВТБ. Особенно если учитывать, что в ходе коррекции последнего месяца котировки упали на 20%, или на 15% ниже цены размещения. «Дальнейшее падение котировок ВТБ, а следовательно, снижение стоимости вкладов участников народного IPO может привести к волне недовольства. А так как мы приближаемся к выборам в Государственную думу, это никому не нужно»,— отметил представитель крупного иностранного банка.
Вместе с тем то, что эффект от заявления Николая Цехомского оказался ничтожен, может вынудить банк объявить о программе выкупа акций. «Угроза действительно имеет место, и она никому не нужна, поэтому следующим шагом, скорее всего, может стать объявление программы buy-back»,— считает Владимир Мальханов. Правда, если «Газпром» ограничился выкупом акций всего на 1 млрд руб., то ВТБ это обойдется дороже. По оценкам Дениса Заболотнева, чтобы удержать котировки от дальнейшего падения, банку придется потратить несколько сот миллионов долларов.
Виталий ГАЙДАЕВ, Наиля АСКЕР-ЗАДЕ