Страны БРИКС подписали соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах, тем самым намекнув доллару на необходимость делиться мировым влиянием. Но эксперты считают, что торопиться с «выходом на арену» рублю не стоит, да это и не получится.
Сегодня отечественная валюта «перешагнула» госграницу. Отныне предоставлять кредиты Бразилии, Китаю, Индии и ЮАР Россия будет в своей валюте.
Правда, и одалживать у них придется в их нацвалютах. Именно это предусмотрено соглашением, которое подписали сегодня представители стран БРИКС. Ранее рубль использовался в основном внутри страны, лишь с Китаем существуют соглашения о расчетах в нацвалютах, но и то применяются они «братскими» странами далеко не всегда. Расчеты в нацвалютах Россия широко практикует пока лишь с партнерами по СНГ.
Страны-кредиторы и страны-заемщики таким образом оперируют преимущественно долларами, поддерживая тем самым американскую валюту и американскую экономику.
«Это важный шаг по пути ослабления влияния доллара в международной торговле и инвестиционных потоках. Такие шаги будут повышать роль валют входящих в БРИКС стран», — прокомментировал корреспонденту Firstnews начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Официальную радость по поводу соглашения выразил сегодня помощник президента РФ Сергей Приходько. «Эти документы призваны обеспечить повышение роли национальных валют во взаиморасчетах между странами БРИКС», — приводит его слова РИА Новости.
По мнению российских аналитиков, рубль теперь подтянется за российской экономикой.
«Россия и страны БРИКС уже играют определенную роль в мировой экономике, но не играют на валютном рынке, в глобальной системе хранения, платежей, обмена денежных средств», — считает главный экономист ИК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Эксперт отмечает однако, что опасно форсировать события здесь слишком быстро. «Это может навредить и внутреннему спросу за счёт слишком быстрого укрепления нацвалюты, и международной экономике, которая всё ещё базируется на потреблении развитых стран», — уверен он.
Эксперты отмечают, что рубль безусловно начал свой путь к мировому валютному Олимпу, но особых надежд они не питают. Да и попутчиков рубля аналитики считают скорее конкурентами.
Как отмечает руководитель группы исследований УК БКС Андрей Стоянов, БРИКС занимает около 20% в мировом ВВП, но это пять стран и доля крупнейшей — Китая — составляет около 9,5%, а идущей следом Бразилии — 3,3% и далее по уменьшению.
«То есть, по большому счету, если кто и претендует на роль резервной валюты — это юань, но никак не рубль», — уверен Андрей Стоянов.
Хитрый прищур
Китай предпринимает также ряд шагов по включению юаня во взаиморасчеты с другими странами, не входящими в БРИКС. А кроме того представители Поднебесной предлагают использовать юань как расчетную валюту внутри БРИКС.
«
Рубль пока проигрывает в данной игре
В целом сегодняшний саммит стран БРИКС взял курс на создание в будущем совместного банка развития. Но эксперты считают, что создать реального конкурента Международному валютному фонду (МВФ) раньше, чем через десяток лет, «великолепной пятерке» вряд ли удастся.
Ирина ПОЛЯКОВА