Российские банкиры одержали частичную победу над Центральным банком, который пошел на уступки в вопросе оценки рисков по ряду кредитных операций, подпадающих под повышенные коэффициенты резервирования с 1 июля, и смягчил требования к клиентам из офшоров и оборонпрома на радость крупным банкам.
«В реальном банковском бизнесе складываются ситуации, с содержательной точки зрения представляющие более весомые основания для использования в отдельных случаях стандартных подходов к оценке величины риска (коэффициент 1), чем для применения повышенных коэффициентов (1,1 и 1,5)», — говорится в пояснительной записке регулятора к обновленному проекту изменений инструкции 110-И, опубликованному на сайте Банка России.
ЦБР ввел повышенные коэффициенты риска при расчете капитала по ряду операций, в том числе, кредитованию офшорных компаний, непрозрачным сделкам и недвижимости. Для новых сделок повышенный коэффициент 1,5 применяется с 1 октября прошлого года, переоценить риски по «старому» портфелю банки должны к 1 июля 2012 года.
Нововведение регулятора, который руководствовался опытом кризиса 2008 года, едва было не приведшего к краху ряда крупных банков, и историями с банкротством Межпромбанка и Банка Москвы, спасенным за рекордные 400 миллиардов рублей, вызвало резкую критику со стороны банкиров. Они пообещали лишить экономику кредитов на сумму до 500 миллиардов рублей, или 0,2—0,3 процента ВВП в 2012 году. ЦБ был скромнее в оценках недополученных кредитов — до 0,1 процента роста ВВП в 2012 году.
С просьбой смягчить требования главные лоббисты банковского сектора госбанки Сбербанк и ВТБ дошли до президента. ЦБР обещал рассмотреть вопрос в оценке прозрачных компаний.
Кредиты оборонке
Согласно обновленному проекту изменений, ЦБ исключает из операций с коэффициентом риска 1,5 кредиты юрлицам, входящим в перечень стратегических предприятий, компаниям оборонно-промышленного комплекса с госзаказами, а также юрлицам, заплатившим налоги в размере более 10 процентов кредита за год до его получения.
Это порадует госбанки, у которых большой объем кредитов ОПК.
«Мы все много кредитуем оборонку… она для нас очень важна, и непонятно, почему гарантированные государством кредиты попадают под рисковые…», — говорила зампред Сбербанка Белла Златкис, добавляя, что согласна с рядом ограничений по офшорам, но «целый ряд этих кредитов прозрачен и понятен» и нельзя вводить 100-процентные ограничения.
Сбербанк оценивал влияние ужесточения в 0,5 процентного пункта капитала, ВТБ — в 1 процентный пункт.
Новые поправки выводят из повышения коэффициентов кредиты лицам или группе связанных лиц, не превышающие 0,1 процента величины собственных средств банка, но не более 5 миллионов рублей, кредиты, обеспеченные поручительством определенной группы лиц, в том числе имеющих рейтинг не ниже «В» от Standard & Poors или Fitch, и «В2» от Moodys.
Прозрачные офшоры
Поручительства от организаций с таким же уровнем рейтинга позволят не начислять повышенные резервы и по кредитам офшорным компаниям, если банк имеет документально подтвержденную информацию о конечном выгодоприобретателе офшора.
«Мы считаем, что ЦБ, с одной стороны, реагирует на события, которые произошли вокруг Банка Москвы, пытаясь ограничить операции с фирмами-однодневками. Но с другой стороны, это нужно делать исключительно осторожно, отделяя офшорные компании, на которых висит российская промышленность и экономика (многие крупнейшие компании оформляют собственность на холдинговые компании), от тех фирм, на которых действительно ничего нет. Нужно смотреть, какие активы стоят за кредитуемыми компаниями», — говорил ранее глава ВТБ Андрей Костин.
Кроме того, ЦБ не будет требовать повышенных коэффициентов при перечислении заемщиком средств кредита на свой счет в другом банке для рефинансирования, при покупке векселей у векселедателя, имеющего соответствующие рейтинги, приобретении заемщиком коммерческой недвижимости под ее залог при сумме кредита не более 50 миллионов рублей с собственным взносом не менее 40 процентов от ее стоимости.
ЦБ также смягчает требования оценки риска ипотечных кредитов.
Кроме того, в проекте регулятор включает в расчет капитала сделки с производными финансовыми инструментами, в том числе, с учетом риска на контрагента.
Зампред ЦБР Михаил Сухов говорил ранее, что ЦБ собирается принимать в расчет капитала доходы от операций с финансовыми производными, если они формируются с участием Центрального контрагента, то есть учитывают доход в зависимости от риска контрагента.
По словам Сухова, в расчет финансового результата, учитываемого в капитале, будет попадать 60 процентов сальдированных доходов или 100 процентов расходов, обеспеченных вариационной маржой или иным обеспечением.
Победа в длине
На этой неделе Центробанк уступил банкирам еще в одной просьбе: вернулся к предоставлению кредитов сроком до одного года, которые были свернуты после кризиса.
Идею удлинения и удешевления финансирования со стороны ЦБ продвигали госбанкиры — глава Сбербанка Герман Греф и ВТБ Андрей Костин, которые корили Банк России за то, что он «зажимает» ликвидность, препятствуя росту.
Правда в вопросе удешевления Центробанк пока остался непреклонен, сохранив ставку по кредитам на один год на уровне 7,75 процента.
«Это в общем запретительная ставка, ставка для заемщика, у которого очень тяжелая ситуация — это деньги, которые тяжело отработать, тем более мы ожидаем, что ставки на рынке пойдут вниз… конечно, это очень, очень дорого для госбанков», — говорила Златкис.
Зампред ЦБР Сергей Швецов на этой неделе сказал, что в апреле аукционы по кредитам сроком на год пройдут по этой ставке, отказавшись обсуждать возможность ее изменения.
Оксана КОБЗЕВА