Первой проблемой нарушения прав заемщиков занялась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Еще в 2004 году она обвинила лидера рынка банк «Русский Стандарт» в распространении ложной информации об условиях кредитования. Претензии предъявлялись банкам за сговор со страховщиками (Промэк-Банк, Кредит Урал банк, Росбанк). Массовую кампанию ФАС начала в июле 2007 года, когда под санкции попали 51 банк и 70 страховщиков. Меры возымели действие — 16 августа Росбанк и сразу девять страховых компаний сообщили ведомству о заключенных ими неконкурентных соглашениях и отказе от них.
Роспотребнадзор занялся проблемой летом 2006 года, предъявив претензии к Хоум Кредит и Финанс банку за сборы за ведение счета и штрафы за просрочку (претензии признаны судами). В 2007 году аналогичные претензии выдвигались «Русскому Стандарту», Фора-банку (банки успешно опротестовали их в суде). Ведомство выступало третьей стороной в тяжбах заемщиков с «Русским Стандартом», Росевробанком, Росбанком и «Уралсибом» (три иска проиграны, иск «Уралсибу» находится на рассмотрении).
29 июня 2007 года проблемой занялась Генпрокуратура. Ведомство поручило Банку России, ФАС и ФСФР проверить банк «Русский Стандарт». Поводом были названы «многочисленные жалобы заемщиков». 16 августа прокуратура объявила, что в ходе проверки были обнаружены массовые нарушения прав граждан, а председатель совета директоров банка Рустам Тарико был допрошен. После этого «Русский Стандарт» объявил об отмене ежемесячных комиссий по всем предоставляемым кредитам.