Объем корпоративных долгов в январе — феврале 2012 г. сократился на 1,8%, на февраль приходится ровно половина снижения (-0,9%), подсчитал Центробанк. В январе и феврале 2011 г. был рост на 0,5 и 0,4% соответственно. Отчасти это связано с укреплением рубля к доллару: с начала года — на 5,3%, а за февраль — на 5,4%.
Но даже без учета валютной переоценки статистика негативная: рост на символические 0,1% — это минимум с февраля 2010 г., посчитали в Центре развития Высшей школы экономики. У госбанков даже после пересчета сокращение на 0,6%, а частные банки портфели нарастили — на 1,1%, зато госбанки успешнее в розничном бизнесе — прирост 2,9%, а у частников — 1,7%.
В феврале портфель корпоративных кредитов Сбербанка увеличился на 0,5% (или на 1,5% без переоценки), ВТБ — снизился на 5,2% (без переоценки); вложения ВТБ в облигации — на 1,2%.
«Спрос [на кредиты] снизился, и сейчас он неактивный. Только и держимся за счет того, что у других госбанков еще и денег нет <…> Так что у нас даже рыночная доля растет», — делится топ-менеджер одного из госбанков. «Не берут», — подтверждает его коллега из крупного частного банка и заверяет, что у него нет никаких ограничений по фондированию или принятию рисков.
В пресс-службе ВТБ сообщили, что портфель мог вырасти в конце I квартала — за год он может прибавить 13%. Комментировать ситуацию со спросом там отказались. У Сбербанка прогноз — 20—25%.
«Снижение портфеля у госбанков в первую очередь связано с ВТБ», — говорит зампред правления Нордеа-банка Михаил Поляков: идет снижение объема заимствований у крупных компаний, в частности из нефтяного и газового сектора, обычное для I квартала.
Предприятия не уверены в завтрашнем дне — ситуация в экономике слишком неоднозначная, уверен Серей Цухло из Института Гайдара: «Если в первом полугодии 2011 г. только 20% предприятий беспокоила общеэкономическая ситуация, то в I квартале 2012 г. — почти 40%». 5% предприятий жалуются на недоступность кредитов, т. е. подавляющее большинство может их взять, но не видит смысла, объясняет Цухло.
Увеличения кредитования реального сектора Валерий Миронов из Центра развития не ждет: «
Протест мешал
В феврале очищенный рост ВВП и промышленного производства составил 0,5 и 1% соответственно — это неплохие показатели, так что говорить, будто экономика встала, нельзя, уверяет Миронов из Центра развития. Некоторые банкиры полагают, что заемщики напугались протестных настроений в обществе.
Татьяна ВОРОНОВА, Максим ТОВКАЙЛО, Ольга ПЛОТОНОВА