За полтора года работы организованного под эгидой Ассоциации российских банков (АРБ) института финансового омбудсена (примирителя) рассмотрено 4 250 жалоб граждан на финансовые институты; 51% заявителей довольны той работой, которую провели сотрудники омбудсмена по разбору жалоб. Об этом сообщил финансовый омбудсмен России в 2010—11 годах Павел Медведев. Он отметил, что за полтора года всего три сотрудника его команды рассмотрели жалобы на 117 финансовых институтов, 68 из которых — банки.
Все жалобы на финансовые организации Павел Медведев разделил на безнадежные, тяжелые и маргинальные. К «безнадежным» он отнес такие, в которых точку в споре между человеком и финансовой организацией уже поставил суд — финомбудсмен не может влиять на решение суда. Как правило, это жалобы на решение суда, обязывающего заемщика вернуть кредит банку.
«Тяжелые» жалобы связаны, как правило, также с невозможностью человека вернуть в банк кредит по той причине, что человек или потерял работу или стал инвалидом. В большинстве таких случаев, по словам Павла Медведева, банки и коллекторские агентства идут навстречу омбудсмену и соглашаются списать пени и штрафы, а в иногда даже списывают сам кредит. «В трети случаев списывают кредит коллекторские агентства, когда им объясняют, что с человека, по сути, взять нечего, даже описав его имущество. Коллекторы покупают такие кредиты очень дешево, и как ни странно, они прислушиваются к моему суждению, что проще человеку, попавшему в безвыходное положение, кредит простить», — пояснил BFM.ru Павел Медведев.
К «маргинальным» проблемам жалобщиков Павел Медведев отнес займы у «псевдомикрофинансовых организаций», проценты по кредитам которых очень высоки. «Сегодня метро и другие носители информации наводнены объявлениями о том, что
К числу «маргинальных» проблем Медведев отнес и жалобы женщин, которые, по сути, сводятся к просьбе помочь, чтобы «тот жулик, который обещал мне помочь обналичить средства материнского капитала, не брал за свои услуги половину суммы».