Минфин готовит информационное письмо, в котором разъяснит, что бонусы и программы лояльности, вроде милей, не должны облагаться налогом на доходы физических лиц. Об этом сообщил директор департамента финансовой политики Минфина Сергей Барсуков на слушаниях в Госдуме. Речь идет о статьях 217 и 250 Налогового кодекса: письмо будет касаться не только бонусов для держателей банковских карт, но и беспроцентного периода для корпоративных заемщиков.
Собственно, бонусные программы не облагаются налогом и сейчас. Под налогообложение подпадают только денежные бонусы — такие как cash back. И то не все, а лишь те, что превышают сумму в 4000 рублей. «В России, если мы начисляем какого-то рода бонусы, не связанные с наличными, то клиенту платить налоги не нужно. В случае, если начисляются наличные, например cash back, то, безусловно, нужно платить налог. И мы помогаем клиенту это сделать: из суммы причитающегося cash back удерживаем налог 13%, затем переводим его ФНС. Что касается начисления бонусов в виде миль, то мы считаем, что эта премия клиенту не облагается налогом, так как этот бонус не выражен в наличной форме», — пояснил ситуацию по просьбе Slon директор департамента кредитных продуктов «Ситибанка» Михаил Бернер.
Казалось бы — зачем еще письмо? В законе все написано. Налог никто не платит. Но, как выяснилось, не все банки понимают проблему однозначно — некоторые считают, что налог может быть начислен. «Существует ошибочное мнение на рынке, что бонусы являются выгодой физического лица и должны облагаться налогом, — рассказывает представитель платежной системы «Золотая корона» Мария Михайлова, которая принимала участие в заседании рабочей группы по стимулированию безналичного денежного обращения, где и обсуждалась эта проблема. — На рабочей группе был поднят вопрос о внесении поправок в законодательство, но представители налогового департамента Минфина разъяснили, что никаких поправок не требуется — все однозначно трактуют бонусы как отложенную скидку. Никто же не предлагает платить налог на доходы физлиц, если вы покупаете шубу со скидкой».
Тем не менее, банковские бухгалтеры считают, что здесь заложен некий риск — когда-нибудь государство решит, что налог платить надо. Тем более, что прецедент случился совсем недавно, когда Минфин в ответ на письмо ФНС сообщил, что необходимо облагать 20%-ным налогом выплаты по еврооблигациям — тоже была спящая норма. «Бухгалтеры расценивают это как риск и стараются препятствовать введениям бонусных программ в банках», — говорит Михайлова.
Меж тем, бонусные программы, как показывает международный опыт, — едва ли не главный ключ к снижению доли наличных в обороте. Например, в Турции запуск бонусных программ значительно увеличил интерес населения к банковским картам — люди должны понимать, почему они хотят платить картой, а не наличными. Просто так никто не откажется от старого и проверенного способа, должно быть выгодно.
Елена ТОФАНЮК