Глава центрального банка РФ Сергей Игнатьев призвал не обольщаться рекордно низкой инфляцией, ожидая, что рост потребительских цен в 2012 году окажется близким к верхней границе прогнозируемого интервала в 5—6 процентов, отыграв эффект урожая прошлого года и переноса повышения тарифов.
Он допустил, что риски инфляции будут превалировать над рисками для экономики во 2 полугодии, дав таким образом ответ банкирам, настаивающим на снижении ставок ЦБ, хотя и не исключил обратного варианта развития событий.
«Сейчас инфляция 3,7 процента (годовая инфляция в марте). Если бы не ряд факторов, о которых я говорил, она была бы в районе 6 процентов, а то и выше — поэтому достичь инфляции будет не просто по итогам года», — сказал Игнатьев на брифинге.
В четверг на съезде АРБ он объяснил причины столь низкой инфляции хорошим урожаем прошлого года и переносом повышения тарифов с января на июль, признавшись, что попасть в целевой интервал будет непросто.
«Я ожидаю (инфляцию) в районе 6 процентов», — сказал глава ЦБ позднее на брифинге.
За высокие ставки по кредитным операциям на фоне низкой инфляции ЦБ упрекают банкиры. Глава ВТБ Андрей Костин считает, что при сегодняшнем росте потребительских цен у регулятора есть потенциал снижения минимум на 50 базисных пунктов стоимости рефинансирования под активы, поручительства и золото.
«Это позволило было снизить стоимость заимствований до 6,25 процента. Это вполне реалистичный и скромный запрос», — сказал Костин на съезде АРБ.
Игнатьев воздержался от ответа на вопрос о перспективах ужесточения денежно-кредитной политики в ответ на ускорение инфляции, которое ожидается во 2 полугодии.
«Я думаю, что сейчас мы находимся вблизи локального максимума процентных ставок, и в ближайшие месяцы процентные ставки как по кредитам реальному сектору, так и по банковским депозитам начнут снижаться», — сказал Игнатьев.
Ликвидность
Игнатьев не исключил, что в 2012 году дефицит ликвидности на денежном рынке будет «новой нормой», и это вынудит ЦБР практически постоянно проводить операции рефинансирования, расширяя перечень активов, принимаемых в залог.
«Весьма вероятно, что в 2012 году некоторый дефицит ликвидности будет «новой нормой», и Банк России практически постоянно будет проводить операции рефинансирования, — сказал он. — Мы намерены и дальше развивать механизм рефинансирования; в частности, мы намерены расширить перечень активов, принимаемых Банком России в залог».
На брифинге Игнатьев сказал, что решение о расширении перечня уже принято, но подробности не раскрыл.
«Сегодня банки не ставят вопрос о возвращении беззалоговых кредитов — это действенная антикризисная мера, но нужно дальше совершенствовать систему залогового финансирования… Мы все равно живем в ситуации нестабильной и трудно прогнозируемой», — сказал Костин, обратившись к ЦБР с предложением давать деньги на срок до 3 лет, как это делает ЕЦБ.
Игнатьев на эту просьбу ответил отказом:
«Такой необходимости нет, и это запрещено законом… Нет нужды впрыскивать дополнительные деньги… В России ситуация принципиально отличается от Европы… там близко к рецессии».
ЦБР уже пошел на уступку и вернулся к выдаче кредитов сроком до 1 года, которые были приостановлены после кризиса, но ставку по ним в 7,75 процента годовых банкиры считают чрезмерно высокой.
Игнатьев сказал, что в марте банки нарастили кредитный портфель на 1,9 процента по номиналу.
«Это в принципе неплохо», — сказал глава ЦБ, которого устраивает рост кредитов в 2012 году на 20—25 процентов.
«Но скорее всего, тенденция ускоренного роста ипотеки видимо продолжится, и кредиты физлицам будут расти быстрее, чем кредиты «корпоратам».
Рубль, импорт, отток
Игнатьев сказал, что в марте ЦБ сдвинул границы плавающего коридора бивалютной корзины на 5 копеек вниз, и теперь он составляет 32,15—38,15 рубля.
В марте ЦБ купил на валютном рынке $4,3 миллиарда.
Укрепление реального эффективного курса рубля пока не вызывает у ЦБ опасений.
«Пока мартовская точка лежит на тренде… идет рост, но рост примерно такой, какой был до кризиса и инструментами ЦБ эту тенденцию невозможно преломить, в ней заложена динамика цен на нефть и бюджетная политика… пока не вижу больших опасностей для реального сектора, который производит торгуемые товары», — сказал Игнатьев.
Профицит текущего счета РФ в 1 квартале вырос до $42,3 миллиарда благодаря высоким ценам на нефть и снижению импорта, указывали аналитики.
Игнатьев сказал, что его удивил «странно низкий» рост импорта в марте — всего на 6 процентов в годовом выражении после роста на 16 процентов в феврале и на 20 процентов в январе.
«Это вызывает вопросы».
В конце весны ЦБ ждет двойного профицита текущего и капитального счетов РФ, о чем на этой неделе говорил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев.
Глава ЦБ был более консервативен в оценках, сказав, что ждет сокращения оттока, который в 1 квартале достиг $35,1 миллиарда, а возможно и притока капитала в РФ.
Среди возможных причин преломления тенденции он назвал определенность, связанную с формированием правительства и удачные размещения целого ряда эмитентов из РФ на рынке еврооблигаций, которые показывают то, что инвесторы возможно созрели для того, чтобы вернуться в Россию.
Информация о размещенных в 2012 году выпусках доступна по коду.
Отток капитала, по мнению Игнатьева, отчасти объясняется обострением кризиса суверенных долгов в зоне евро, который должен разрешиться, а также возросшим объемом инвестиций россиян в зарубежную недвижимость, превысивший $12 миллиардов в 2011 году.
Оксана КОБЗЕВА, Екатерина ГОЛУБКОВА