Как стало известно «Маркеру», положения о введении уголовной ответственности в отношении банкиров, исключенные ранее из доработанного в Минэкономразвития законопроекта, касающегося банкротства кредитных организаций, представлены в проекте поправок того же ведомства к закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ». В новой версии законопроекта Минэк предлагает сажать банкиров за фальсификацию отчетности на срок до 4-х лет.
Минэкономразвития вернулось к рассмотрению вопроса о введении уголовной ответственности в отношении банкиров. Первоначально подобные нормы содержались в проекте закона «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и иные законодательные акты РФ в части совершенствования процедур банкротства кредитных и иных финансовых организаций, усиления ответственности за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства».
Как предлагали наказывать банкиров
В августе 2011 года Минэкономразвития направило в правительство доработанную версию этого законопроекта, из которой были исключены положения, предполагающие внесение изменений в Уголовный кодекс (УК).
В исключенных Минэком статьях, речь шла о введении ответственности за неправомерные действия со стороны «лиц, выполняющих управленческие функции» в финансовых организациях.кредитные организации, в том числе банки, страховщики, фондовая и валютная биржи, лизинговые и управляющие компании, депозитарии, ломбарды и др. Уголовно наказуемыми признавались такие деяния, как служебный подлог и халатность. Недобросовестным управленцам в первоначальном варианте поправок грозило лишение свободы сроком до пяти лет.
Согласно прежней версии проекта, внесение менеджерами в документы,устанавливающие, изменяющие или прекращающие гражданские права и обязанности, бухгалтерские и иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность организации включая отчетность, заведомо ложных данных расценивалось как служебный подлог в двух случаях. Во-первых, если подобные деяния совершены из корыстных целей (или иной личной заинтересованности) и «причинили существенный вред законным интересам» самой организации, ее клиентам или государству. Во-вторых — если деяния совершены в течение одного года до признания организации банкротом.
При этом «существенным искажением содержания документов» считались случаи, которые влекут сокрытие от регулирующих органов и кредиторов компании признаков ее банкротства. Сюда относятся и ситуации сокрытия сделок, которые могут повлечь их возникновение. За такие деяния была предусмотрена ответственность в виде штрафа (в размере до 80 тыс. рублей, или равного доходу осужденного за период до шести месяцев), либо исправительных работ, либо ареста, вплоть до лишения свободы сроком до двух лет. Под халатностью, согласно прежней версии проекта, подразумевалось неисполнение либо ненадлежащее исполнение управленцем его обязанностей (и если был причинен существенный вред). За данное нарушение был предусмотрен штраф, либо исправительные работы, либо арест (на срок до трех месяцев). За то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, могло грозить лишение свободы на срок до трех лет.
После того, как правительство одобрило окончательный вариант законопроекта, он был внесен в Госдуму, а в феврале этого года принят в первом чтении.
Старую версию ужесточили
Между тем, Минэкономразвития, по данным «Маркера», подготовило новый проект федерального закона — «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ». В документе содержатся положения о введении уголовного наказания за предоставление недостоверной банковской отчетности.
К ответственности за это, согласно законопроекту, можно будет привлечь ряд управленцев кредитной организации. В их числе руководитель банка и лица, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета и составление отчетности. Так же это могут быть лица, отвечающие за оформление документов о сделках, обязательствах и имуществе кредитной организации. В проекте закона оговаривается, что наказуемым признается деяние, целью которого является сокрытие существенной информации о финансовом состоянии банка. Речь идет о сведениях, которые говорят о наличие признаков банкротства или оснований для отзыва лицензии.
За подобные деяния документом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 700 тыс. рублей или равном доходу осужденного за период до 18 месяцев, либо лишение свободы до четырех лет. Представленные санкции более суровые, чем те, которые предлагались ранее. Так, максимальный штраф был меньше почти в шесть раз — до 120 тысяч рублей. Если же он исчислялся, исходя из размера заработной платы, то за период не более 1 года. В прежней версии законопроекта даже за сокрытие существенной информации, повлекшее тяжкие последствия, предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
Помимо поправок в УК в законопроекте, представленном Минэкономразвития, содержится еще одна норма, так же исключенная ранее из указанного выше документа. Речь идет о наделении Агентства по страхованию вкладов (АСВ) правом участвовать в деле о банкротстве кредитной организации с момента его возбуждения. Сегодня соответствующий статус АСВ приобретает лишь после вынесения судом решения о ее несостоятельности. До этого момента агентство лишено возможности предупредить потерю активов банка, что может отразиться на объемах его конкурсной массы — имущества для расчетов с кредиторами.
Татьяна ШИРМАНОВА