В этом году план правительства по созданию международного финансового центра в Москве должен быть формально выполнен. Но само по себе это не поможет российской столице подняться с последних мест во всевозможных рейтингах финцентров. Нужны стабильные стандарты корпоративного управления, комфортная среда в городе, а главное — частные инвесторы. Сегодня процент россиян, покупающих ценные бумаги, — в пределах статистической погрешности. Прорыва чиновники и эксперты ждут через 20 лет.
Об этом вчера говорили на «круглом столе» в МГИМО. «Мы много слышим о создании МФЦ. Уже возникает вопрос: что будет раньше — МФЦ или весна?» — начал с шутки глава подразделения UBS по управлению частным капиталом в России Грегг Робинс. Действительно, если верить чиновникам, сделано уже много. Принято три закона, на которых, как на трех слонах, стоит МФЦ, рассказал ведущий советник департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Денис Парликов. Это закон о центральном депозитарии на рынке ценных бумаг, закон о клиринге, позволяющий проводить безналичные расчеты между странами, и закон об организованных торгах. До конца апреля Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) вместе с Минфином примет еще десяток нормативных актов, облегчающих жизнь инвесторов, добавил замглавы ФСФР Сергей Харламов.
Российская биржа ММВБ в 2011 году стала лидером по объему первичных размещений среди бирж Центральной и Восточной Европы. Самое приятное, ММВБ удалось обойти своего главного соперника — Варшавскую фондовую биржу. Впрочем, на положении Москвы в различных международных рейтингах это особенно не сказалось — столица по-прежнему плетется в хвосте. Так, в исследовании «Город возможностей» компании PriceWaterhauseCoopers Москва занимает 21-е место из 26, в индексе глобальной конкурентоспособности городов Economist Intelligence Unit — 58-е место из 120.
Перемещения Москвы по рейтингу компании Z/Yen Group лучшим образом демонстрируют ее положение в мире финансовых центров. Весной 2011 года столица занимала 68-е место, а осенью поднялась на 61-е. Как пояснил замглавы департамента экономической политики и развития Москвы Михаил Кардаш, взлет на семь позиций произошел потому, что правительство Москвы само обратилось в компанию Z/Yen Group и предоставило информацию по некоторым показателям, где у Москвы были нулевые оценки. В рейтинге 2012 года российская столица снова опустилась, на этот раз на 65-е место. Но при этом общее количество баллов оказалось на два выше, чем годом ранее. Просто обогнавшие Москву Мумбаи и Джакарта развивались быстрее.
В 2012 году российские чиновники должны завершить работу по плану создания МФЦ. Пока из заявленного в плане многое не сделано. Не создан специализированный финансовый суд в структуре арбитражных судов, единый центр раскрытия корпоративной информации и не приняты решения по повышению финансовой грамотности населения.
Рабочая группа по созданию мирового финансового центра, заседавшая в конце марта, обозначила ориентиры для МФЦ. Через 20 лет в российской столице 30% населения должны быть инвесторами на рынке ценных бумаг, 10% трудоспособного населения — работать в финансовом секторе. Россия в целом должна занимать высокие позиции в инвестиционных рейтингах, а рубль — входить в топ-6 валют мира.
Но пока что у России нет глобального понимания, каким именно должен быть МФЦ, говорят эксперты. «Это похоже на дискуссии по инновациям. «Сколково» постоянно сравнивается с американской моделью, и постоянно задается вопрос, как можно сделать то же самое. Очень просто — никак. Лондон никогда не будет Нью-Йорком, а Нью-Йорк — Сингапуром», — говорит Грегг Робинс.
Власти Москвы видят свою задачу в формировании городской среды, соответствующей мировым стандартам, — в строительстве дорог, новых станций метро, перехватывающих парковок, переводе вывесок на английский и т. д. Но этого недостаточно. «Для инвесторов самое важное — корпоративное управление. Видно, что инвесторы боятся покупать, потому что условия могут измениться. Нужна политическая стабильность — важно не то, кто будет новым президентом, а как будет работать система», — говорит Робинс.
И главное, нужны сами инвесторы. «Сейчас только 20% россиян могут позволить себе не тратить все доходы. При этом у среднестатистической российской семьи сумма на черный день — 50 тыс. руб., которая в итоге тратится на отпуск. Количество частных инвесторов у нас плюс-минус 300 тыс.. Сам рынок превращается в статистическую погрешность», — объясняет начальник управления Аналитического центра при правительстве Юрий Вороненков.
Александра ПОНОМАРЕВА