Развивающиеся страны несут потери от монетарной политики США — с таким заявлением вчера выступила президент Бразилии Дилма Руссефф. Низкие ставки и политика «количественного смягчения» приводят к снижению курса доллара и евро по отношению к валютам развивающихся стран, что ведет к удорожанию экспорта из них. И хотя на фоне усиления других валют стран БРИКС укрепление реала не выглядит впечатляющим — 2% против укрепления рубля на 9,2%,— бразильские власти всерьез говорят о «международной валютной войне».
Заявление президента Бразилии Дилмы Руссефф было сделано после ее встречи с президентом США Бараком Обамой — основными темами беседы были двухсторонние торговые отношения и инвестиции в бразильскую экономику. По окончании формальных процедур госпожа Руссефф высказала высокую степень недовольства текущей монетарной политикой США и ЕС. «Развитые страны должны прекратить столь активное использование низких ставок процента для стимулирования экономики, «денежное цунами» угрожает экономическому росту развивающихся стран»,— заявила она.
Министр финансов Бразилии Гидо Мантега неоднократно заявлял, что политика «количественного смягчения» Федеральной резервной системы несоразмерна потребностям экономики и негативно влияет на торговые балансы развивающихся стран. Дешевеющий по отношению к другим валютам доллар делает экспорт из развивающихся стран относительно дороже, а экспорт из США, наоборот, привлекательнее. Помимо прочего, низкие ставки внутри США вынуждают инвесторов перемещать капитал в страны с более высокими нормами доходности, что повышает угрозу перегрева бразильской экономики, а Центральный банк страны вынужден балансировать между ограничением спекулятивного роста и стимулированием реального.
Ранее Бразилия стала одним из инициаторов создания Банка развития South-South, который бы аккумулировал вклады развивающихся стран и инвестировал в проекты на их территории. Также в рамках последнего саммита стран БРИКС было подписано «Генеральное соглашение об общем порядке открытия кредитных линий в национальных валютах БРИКС». Торговля между странами объединения может быть переведена на национальные валюты без использования доллара в трехлетний срок — в случае своевременной гармонизации законодательной базы (РФ и КНР уже подписали своп-соглашения). Однако США и ЕС по-прежнему остаются суммарно более весомыми торговыми партнерами для Бразилии (34,2% торгового оборота против 18,6% со странами БРИКС), что определяет неизбежную зависимость от доллара.
Отметим, что бразильский реал укрепился только на 2% с конца прошлого года. Среди валют стран БРИКС за прошедшие три месяца сильнее всего — на 9,2% — подорожал рубль, индийская рупия также усилилась на 2,6% в январе и на 4,4% в феврале. Однако сравнительно небольшой рост реала стал результатом активной политики по сдерживанию его укрепления, включая масштабные интервенции (покупку бразильским ЦБ долларов), а также повышение налогов на некоторые виды инвестиций в страну. И хотя инфляция в стране снизилась с 5,98% в середине февраля до 5,61% в середине марта, что образует задел для продолжения борьбы с удорожанием реала, бразильский Минфин не выражает по этому поводу большого оптимизма. «Мы находимся в состоянии международной валютной войны. Эта война угрожает нашей конкурентоспособности»,— настаивает господин Мантега.
Татьяна ЕДОВИНА