Власти Ямало-Ненецкого автономного округа не собираются отзывать своего представителя в Совете Федерации миллиардера Дмитрия Ананьева, как того требует Газпромбанк. Об этом в эксклюзивном интервью Forbes рассказал председатель законодательного собрания ЯНАО Сергей Харючи.
Об инициативе Газпромбанка (ГПБ) по отзыву из Совета Федерации сенатора от ЯНАО Дмитрия Ананьева стало известно в начале апреля. Тогда руководитель подконтрольного Газпромбанку предприятия «Криогенмаш», расположенного в Балашихе, написал письма губернатору ЯНАО Дмитрию Кобылкину и председателю заксобрания Сергею Харючи с предложением отозвать своего представителя (миллиардер представляет в СФ региональный парламент).
Forbes удалось выяснить некоторые подробности конфликта.
Еще в декабре 2011 года представители Газпромбанка пытались заставить Дмитрия Ананьева и его брата Алексея (48-49-е места в списке богатейших россиян — 2011), которые четыре года назад продали ГПБ завод «Криогенмаш», забрать назад убыточное предприятие, утверждает источник, знакомый с обстоятельствами сделки. Те отказались, говорит он. В июле 2007 года, когда ГПБ начал переговоры о покупке «Криогенмаша», дела у предприятия шли хорошо. Крупнейший в России завод по производству промышленных газов хотел купить международный гигант отрасли компания Air Liquid. Об этом братья Ананьевы действительно рассказывали Forbes еще в 2006 году.
Газпромбанк в то время активно формировал свой машиностроительный холдинг на базе Объединенных машиностроительных заводов (ОМЗ) и жаждал купить «Криогенмаш». За предприятие предложили очень хорошую цену — более $250 млн. Сделка была закрыта в феврале 2008 года. На момент продажи «Криогенмаш», по данным компании «Промсвязькапитал», которая управляет активами братьев Ананьевых, имел портфель заказов на 8 млрд рублей. В течение 2008 года за счет контрактов, подписанных до сделки, выручка предприятия выросла до 3,4 млрд рублей.
Успешному развитию «Криогенмаша» помешал кризис. Его основные клиенты — металлургические компании, которые больше всего пострадали от резкого падения цен на металлы, — разорвали контракты с «Криогенмашем». Предприятие так и не смогло восстановиться после кризиса и сегодня является убыточным.
Ко всему прочему в 2010 году на предприятии прошла налоговая проверка. В результате «Криогенмашу» доначислены налоги за 2006—2008 годы на общую сумму около 1 млрд рублей (вместе со штрафами и пенями). «Криогенмаш» пытался оспорить решение налоговой в суде, но это не удалось, и в конце прошлого года предприятию пришлось заплатить миллиард рублей.
Именно тогда новые хозяева и обратились к прежним с предложением развернуть сделку, говорит собеседник.
Никаких юридических оснований у Газпромбанка на это не было, поэтому и был выбран вариант политического давления на сенатора (в письме на имена Кобылкина и Харючи Ананьев был назван организатором схемы уклонения «Криогенмаша» от налогов), добавляет он. Крупнейшим частным акционером Газпромбанка (через банк «Россия») является друг Путина, соучредитель кооператива «Озеро» Юрий Ковальчук.
В Газпромбанке сказали, что ГПБ «поступали предложения от лиц, представлявшихся представителями господина Ананьева, рассмотреть возможность обратной продажи с целью урегулирования налогового спора».
Местные власти на письмо ГПБ реагировать не собираются, утверждает в беседе с Forbes Харючи. По его словам, самого письма он не видел, работой Ананьева в СФ доволен и созывать парламент для отзыва миллиардера не планирует.
Представитель Газпромбанка уверен, что письмо до получателей еще дойдет. «Относительно письма, которое отправил на имя председателя законодательного собрания ЯНАО Сергея Харючи председатель совета директоров «Криогенмаша» Анатолий Лашкевич: Письмо зарегистрировано 4 апреля. Направлено адресатам через «Почту России» заказным письмом», — сообщил Forbes Александр Мазин, глава департамента маркетинга и PR «Криогенмаша».
Сам Ананьев на вопрос Forbes, разговаривал ли он про письмо с представителями властей ЯНАО, ответил так: «Губернатору, конечно, не все равно, что пишут про его округ. Я принес ему извинения за то, что
Сергей Харючи, председатель законодательного собрания ЯНАО, ответил на вопросы Forbes.ru:
— Как вы отреагировали на письмо руководителя «Криогенмаша» с предложением отозвать Дмитрия Ананьева из Совета Федерации, о котором шла речь в публикации газеты «Ведомости»? Это первое письмо или были другие?
— Я никаких писем не видел. Прочитал в газете, что, оказывается, я какие-то письма получил. Их нет в природе. Вчера [10 апреля] мы с губернатором встречались, он сказал, что тоже никаких таких писем не получал.
— А если бы вы такое письмо получили, как бы отреагировали?
— Я бы отреагировал точно так же, как на любое подобное письмо. Мне сотни таких писем поступают. Если речь идет о члене Совета Федерации, представителе нашего законодательного собрания, то в таких случаях я могу реагировать только на официальные письма судебных, следственных органов, написанные на официальном бланке, с печатью, как положено.
— Вы в целом довольны работой Ананьева?
— Если бы я не был доволен, я бы его дважды не выдвигал в сенаторы. У нас нет никаких претензий. Мы довольны, что такой деятельный и умный человек представляет нас в федеральных органах власти. У нас сплоченный профессиональный депутатский коллектив. В нашем депутатском корпусе восемь из 22 человек — это генералы крупнейших нефтяных компаний. Мы слаженно работаем вместе с губернаторской командой.
— Как вы в целом оцениваете ситуацию?
— Это обычная попытка, как сегодня у нас стало модным, очернить, оклеветать человека.
— По вашему опыту, каким может быть продолжение истории? Это же все-таки Газпромбанк…
— А что, Газпромбанк у нас по другим законам живет? Мы в одном государстве. Если нет, то позор тому, кто этот Газпромбанк поддерживает. Так спорные вопросы не решаются. Если есть претензии, то нужно подавать в суд, в следственные органы. Судя по публикации, письмо вроде как мужик подписал. Так пусть поступает по-мужски, а не размазывает коллегу публично в средствах массовой информации тем, чего нет в природе.
Елена БЕРЕЗАНСКАЯ