Двадцать лет политических деклараций о необходимости диверсификации экспорта РФ в реальности привели к противоположному результату. Согласно опубликованному вчера исследованию Всемирного банка, все это время доля сырья в экспорте увеличивалась, а вклад несырьевых товаров, выходивших на новые рынки, в рост экспорта с 2000 по 2008 год был нулевым. Выживаемость новых российских товаров на внешних рынках в разы ниже, чем у компаний из Китая, Бразилии и Индии. Причиной этого, по мнению авторов исследования, является отсутствие адекватной политики поддержки нетрадиционного экспорта и развития конкуренции внутри РФ.
Выводы относительно структуры российского экспорта, сделанные Всемирным банком (ВБ) в исследовании «Диверсификация российского экспорта путем развития конкуренции и инноваций», не новы: последние двадцать лет доля сырьевого экспорта продолжает неуклонно расти. Согласно данным той же ФТС, стоимость экспорта нефти и газа достигла 72% всего экспорта РФ. Более того, как заметил вчера на презентации документа ВБ Борис Кузнецов из Института анализа предприятий и рынков ВШЭ: «Несырьевой экспорт завязан на сырье. Мы продолжаем экспортировать сырьевую ренту. А главная статья несырьевого экспорта — вооружение, где за последние двадцать лет ничего нового не изобретено».
Закономерности, обнаруженные ВБ, это подтверждают. Из выявленных исследователями сравнительных преимуществ РФ по 97 товарам, к отраслям, которые создают «ограниченные дополнительные эффекты» для диверсификации остальной экономики, кроме нефти и газа принадлежат 26 сырьевых товаров и 11 товаров лесопереработки. Несырьевыми отраслями, некоторые товары которых обладают сравнительными преимуществами, оказались лишь сельское хозяйство, производство капиталоемких товаров и химической продукции. Доминирование монокультур и крайне высокую степень рыночной концентрации и низкую производительность российской промышленности аналитики банка считают главной причиной, мешающей диверсификации. «Активы, знания и товарные цепочки, которые нужны, например, для экспорта газа, настолько специфичны, что их крайне сложно перенести на другие экспортные отрасли. Это значит, что традиционные сектора не вносят свой вклад в развитие экспорта из новых отраслей»,— заметил соавтор исследования, ведущий экономист ВБ Альваро Гонсалес.
С 2000 по 2008 год, когда, как отмечают в банке, большинство стран ОЭСР, а также Бразилия и Индия проводили активную политику в области устранения барьеров для конкуренции на внутреннем рынке, что увеличивало производительность компаний и позволяло им закрепляться на внешних рынках, большая часть увеличения экспорта РФ за тот же период обеспечивалась старыми товарами на старых рынках, а вклад новых товаров на новых рынках был нулевым (см. график). При этом показатель «выживаемости» новых российских экспортных товаров в течение двух и более лет заметно ниже, чем сопоставимый показатель для Индии, Бразилии и Китая, где он самый высокий. «Появление и динамика производства новых товаров — отражение здоровья экономики»,— отмечают в ВБ.
Российские эксперты, принимавшие участие в обсуждении, выводам доклада особенно не возражали. Если господин Гонсалес считает, что «конкурентная политика на внутренних рынках — главная проблема РФ», то Борис Кузнецов смог ему возразить лишь тем, что конкуренция существует, но «нездоровая, когда низкоэффективные компании душат друг друга за счет демпинга».
Алексей ШАПОВАЛОВ