Банк «Русский Стандарт» сделал неожиданный маркетинговый ход — подал заявку в Роспатент на регистрацию слова «проездной» применительно к своей транспортной карте. Этот продукт кредитная организация, принадлежащая бизнесмену Рустаму Тарико, в августе запустила в Санкт-Петербурге (для всех видов транспорта), а с начала текущего года — в Москве (пока только для проезда в метро).
«Русский Стандарт», один из ведущих в России частных банков на рынке кредитования населения, в последнее время активно рекламирует свои «пластиковые билетики» и явно намерен обойти на рынке транспортных карт большинство конкурентов. А обозначение «проездной», если организация получит разрешение на его использование, добавит шансы на успех.
Впрочем, юристы сильно сомневаются, что Роспатент выдаст свидетельство о регистрации такого товарного знака.
— Все зависит от того, для каких продуктов или услуг «Русский Стандарт» хочет зарегистрировать это обозначение. Если в качестве названия водки или, скажем, шоколада, то это реально, а если транспортной карты, то маловероятно, — считает патентный поверенный, гендиректор компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.
По его словам, обозначение «проездной» — описательное. Согласно статье 1483 Гражданского кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, вошедших во всеобщее употребление для идентификации товаров определенного вида. «Проездной» — это общепринятое название документа, подтверждающего право человека на проезд на каком-либо виде транспорта.
— Реально зарегистрировать внешний вид карточки, неохраняемым элементом которого будет слово «проездной», — объяснил Зуйков.
Аналогичной точки зрения придерживается управляющий партнер юридической фирмы «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. Она полагает, что заявка не пройдет экспертизу в Роспатенте.
— Но даже если удастся зарегистрировать обозначение «проездной» для транспортной карты, его можно будет оспорить, — добавила Тулубьева.
Это способны в «случае чего» сделать банки, также выпускающие «пластиковые проездные». А таковых, согласно информации на сайте Московского метрополитена, сейчас 20. Среди них, помимо «Русского стандарта», — Сбербанк, Банк Москвы, Росбанк, Мастер-банк, «Авангард», «Зенит», «Уралсиб». Их представители скептически относятся к «заявке на победу» «Русского Стандарта».
— Слово «проездной» все же можно отнести к общеупотребительным, поэтому его вряд ли удастся запатентовать какой-либо одной кредитной организации. Более того, использовать это наименования для названия банковского продукта было бы не совсем этичным и, главное, неоправданным с маркетинговой точки зрения —
Она уточнила, что для большинства людей «проездной» — это документ, применяемый в течение месяца для проезда в общественном транспорте и распространяемый, скорее, не через банковские отделения, а в кассах, расположенных на автобусных остановках и в метро.
Предправления банка «Авангард» Валерий Торхов полагает, что даже если «Русскому Стандарту» удастся зарегистрировать слово «проездной», это не добавит банку заметных конкурентных преимуществ.
— Конечно, этот маркетинговый прием даст определенный эффект. Транспортные карты рассматриваются их держателями преимущественно как удобное средство оплаты проезда, а не как универсальный платежный инструмент. То есть у транспортной карты может быть много «начинок», но пользуются ей только как билетом. Но с моей точки зрения более важен функционал и соотношение цены и качества продукта, — говорит Торхов.
С помощью транспортной карты «Русского Стандарта», как сказано на сайте кредитной организации, можно оплачивать не только поездки, но и услуги ЖКХ, операторов мобильной связи, интернет и телевидение. Также «проездной» позволяет переводить деньги, погашать кредиты и пополнять депозиты без комиссии с помощью интернет-банка «Русского Стандарта». На счете карты возможно размещать собственные средства, на их остаток начисляется до 10% годовых.
Однако, по мнению Валерия Торхова, на практике получится, что маркетинговые усилия кредитной организации будут направлены на раскрутку допуслуги, а не основного платежного средства.
А Сергей Зуйков даже предположил, что как таковая регистрация слова «проездной» может не являться целью «Русского Стандарта».
— Иногда подают заявку в Роспатент для того, чтобы никто другой не оформил на себя нужное слово или изображение, — заключил патентный поверенный.
В банке Рустама Тарико на запрос «Известий» не ответили.
Юлия ПОЛЯКОВА