Европейские чиновники призывают МВФ и другие страны увеличить активы фонда на случай новой волны европейского кризиса.
Европа «выполнила свою часть» работы по защите мировой экономики от финансовых потрясений, сказал представитель Германии в правлении Европейского центрального банка Йорг Асмуссен в интервью The Wall Street Journal. «Теперь стоит ожидать, чтобы другие страны — члены МВФ внесли свой вклад в увеличение ресурсов МВФ», — отметил Асмуссен, добавив, что решение нужно принять на саммите МВФ в Вашингтоне 20—22 апреля.
Асмуссен напомнил, что страны еврозоны уже договорились увеличить размер своих фондов стабильности до $1 трлн и предоставить МВФ еще $200.
В конце марта министры финансов стран еврозоны объявили об увеличении объема фондов стабильности до 800 млрд евро ($1 трлн): в эту сумму войдут 500 млрд евро новых средств из Европейского стабилизационного механизма (ESM) и 300 млрд евро, которые Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) пообещал в качестве помощи Греции, Ирландии и Португалии. Правда, в последнюю сумму включены уже выданные Греции двусторонние кредиты и кредиты от ЕС; эти кредитные программы прекратят свое действие, когда заработает новая система, и совокупный максимальный объем средств все-таки составит 700 млн евро.
До принятия этого плана МВФ и представители ряда стран «большой двадцатки» заявляли, что цифра в 700 млрд евро не убедит их в том, что еврозона сделала все для борьбы с кризисом. Они настаивали на 940 млрд евро, однако столь большим вливаниям воспротивилась Германия. ОЭСР заявила, что еврозоне срочно необходимо увеличить свои антикризисные фонды до 1 трлн евро.
Подобной позиции некоторые страны продолжают придерживаться до сих пор. «Если нас спросят, удовлетворены ли мы на 100% предпринятыми Европой усилиями, я скажу, что она должна приложить дополнительные усилия», — сказал 11 апреля министр финансов Японии Дзюн Азуми. А министр финансов США Тимоти Гайтнер заявил в марте, что его страна не предоставит МВФ дополнительные деньги, потому что фонд уже располагает «значительными финансовыми ресурсами».
Представители крупных развивающихся стран, например, Китая, дали понять, что могли бы предоставить МВФ дополнительные средства, однако они обычно увязывают такие шаги с увеличением своей доли голосов в фонде. Представители Бразилии высказывали опасения, что европейские риски МВФ становятся непропорционально большими. Расмуссен же заявил, что увеличение средств фонда поможет защитить страны по всему миру, а не только в еврозоне. Самая тяжелая фаза европейского кризиса прошла, утверждает он, признавая, что финансовые и экономические проблемы в ряде стран валютного союза, «безусловно, еще не разрешены».
МВФ сейчас располагает $400 млрд, которые он может выдать в виде кредитов. Фонд хотел увеличить эту сумму на $500 млрд, однако очевидное нежелание многих стран предоставлять значительные дополнительные ресурсы заставило руководителей фонда снизить цель не менее чем на $100 млрд. Сокращение планов они также объясняют большей стабильностью на финансовых рынках в этом году.
Между тем, стабильность, установившаяся, в частности, благодаря выдаче ЕЦБ в декабре и феврале трехлетних кредитов банкам более чем на $1 трлн, начинает пропадать. В последние недели пошла вверх доходность испанских и итальянских гособлигаций. У 10-летних испанских бумаг она сегодня вырастала до 6,129% с 5,96% на закрытии в пятницу, у итальянских — до 5,655% с 5,51%. К 14.00 МСК доходности несколько снизились — до 6,064% и 5,575% соответственно.
Европа выделила или пообещала предоставить на спасение Греции, Португалии и Ирландии по крайней мере 386 млрд евро, у нее есть средства, чтобы при необходимости полностью финансировать потребности Испании до конца 2014 г., указывает Хольгер Шмидинг, главный экономист Berenberg Bank (цитата по Bloomberg). А вот спасти Испанию с ее госдолгами в 1,9 трлн евро будет не так просто; если инвесторы начнут сбрасывать итальянские облигации, ЕЦБ придется возобновить их скупку, полагает он.
Михаил ОВЕРЧЕНКО