Портфели банковских кредитов малому и среднему бизнесу выросли с начала 2011 года лишь на 19% (против 22% годом ранее), до 3,8 трлн рублей. Кредитование МСБ заметно отстало от динамики других сегментов — крупного бизнеса и розницы (см. график 1). Основные причины относительно слабых результатов — смещение приоритетов крупных банков в сторону корпоративного кредитования и уход в тень части заемщиков
Не оправдали надежд
По итогам 2011 года темп прироста портфелей кредитов МСБ в топ-30 банков по активам составил лишь 9,5%, в то время как остальные кредитные организации показали прирост на 37%. В результате доля топ-30 за прошлый год снизилась на 5 п. п., до 60% (см. график 2). С третьего квартала 2011 года банковский сектор начал испытывать локальные проблемы с ликвидностью, которые решались за счет наращивания ставок по депозитам и привлечения средств ЦБ и Минфина. В этих условиях первым под нож в крупных банках попало кредитование МСБ. Отказ в кредите крупному заемщику зачастую означает его переход на обслуживание в другую кредитную организацию. Это влечет за собой значительный ущерб для бизнеса банка, сократившего лимиты. Розничные же кредиты отличаются короткой дюрацией, и острой необходимости уменьшать их выдачу при первых признаках дефицита ликвидности нет. Банк в любое время может приостановить работу с ними или даже продать часть портфеля, что позволит ему быстро пополнить ликвидность. В то же время высокая прибыль от уже имеющегося розничного портфеля позволяет поддерживать приемлемый уровень достаточности капитала. На динамику корпоративного кредитования оказал влияние и рост спроса на кредиты российских банков со стороны крупного бизнеса на фоне закрытия внешних источников фондирования.
Кроме того, сильное давление на рынок кредитования МСБ оказало снижение прозрачности заемщиков
Непрозрачность и раньше занимала верхние места в этом списке, но в 2011 году ситуация усугубилась
Взлеты и падения
По итогам 2011 года лидером рынка кредитования МСБ остается Сбербанк России, хотя его кредитный портфель рос медленнее рынка (на 15,6% против среднерыночных 19%). «В 2011 году мы разработали новые кредитные продукты, в их числе уникальные кредитные предложения для старта и развития малого бизнеса», — комментирует Вячеслав Арутюнян, и. о. директора департамента корпоративного бизнеса ОАО «Сбербанк России». Лидер российского банковского сектора в 2011 году сделал ставку на внедрение инновационных подходов к кредитованию клиентов МСБ, что сдерживало его динамику. Ключевые подходы Сбербанка в сегменте МСБ мы назвали «кредитной фабрикой» (предоставление небольших кредитов на основе скоринговых программ) и «фабрикой бизнес-проектов» (создание набора типовых бизнес-планов, под которые заемщикам предлагается брать кредиты). Оба направления активно начали развиваться в конце 2011 года, и пока их эффективность оценивать рано.
Среди участников рынка следует отметить Промсвязьбанк и Юниаструм Банк, которые за прошедший год резко улучшили свои позиции в ренкинге. Так, Промсвязьбанк увеличил кредитный портфель МСБ более чем в два с половиной раза, в первую очередь за счет расширения географии присутствия и увеличения количества сотрудников, работающих с МСБ. Существенное влияние на его портфель оказала также сделка по покупке кредитов МСБ у НБ «Траст». В результате по объему портфеля банк переместился с 7-го места на 3-е, потеснив «Уралсиб». «В соответствии со стратегией развития «Траст» сконцентрировался на микрокредитовании. В прошлом году мы продали Промсвязьбанку часть кредитного портфеля юридических лиц — представителей среднего бизнеса (кредиты от 3 миллионов рублей)», — комментирует Григорий Варцибасов, член правления банка «Траст». Более чем в два раза нарастил портфель кредитов МСБ и Юниаструм Банк, что позволило ему войти в десятку ведущих участников рынка.
Обращает на себя внимание стагнация портфеля банка «Интеза»: прирост составил только 1,3%. Кредитование МСБ — одно из ключевых направлений деятельности банка, однако
Сдержанный оптимизм
Ключевым драйвером роста рынка станут новые продукты банков, основанные на адаптации розничных технологий к сегменту МСБ («кредитные фабрики»), и консультирование заемщиков. Это дает крупным банкам все шансы вернуть ранее утраченные позиции. Именно лидеры рынка сегодня активно начинают предоставлять небольшие ссуды малому бизнесу (до 3 млн рублей) на основе скоринговых систем. Среди отличительных черт таких «кредитных фабрик» — небольшой объем займа (до 3 млн рублей), поточное принятие решений о кредитовании (иногда за счет скоринговых моделей), принципиальное обособление фронт-офиса и бэк-офиса, практика беззалоговых кредитов. «На сегодняшний день технология «кредитная фабрика», позволяющая выдавать кредиты предпринимателям всего за три дня, тиражирована Сбербанком на всю территорию страны», — гордится Вячеслав Арутюнян.
О том, что крупные банки готовятся к реваншу, говорит и динамика числа офисов и сотрудников, ориентированных на работу с МСБ. За 2011 год число структурных подразделений, где возможна выдача кредитов по специальным программам кредитования МСБ, в целом по рынку выросло на 14%, основную долю прироста дали банки из топ-30. Численность персонала, занятого кредитованием МСБ, выросла за тот же период на 21%. Кроме того, ведущие игроки активно перенимают опыт своих менее крупных коллег в сфере консультирования и предоставления дополнительных услуг заемщикам. «Активная позиция банка по отношению к заемщику, выражающаяся не только в кредитовании, но и в комплексном сопровождении его бизнеса, позволяет обеим сторонам максимально нейтрализовать свои риски», — говорит Вячеслав Арутюнян.
Ранее индивидуальная работа с заемщиками считалась прерогативой региональных игроков. Теперь же почти все опрошенные крупные банки работают так со средним бизнесом. «Бизнес среднего звена всегда может получить профессиональные консультации по всему спектру банковских продуктов и услуг, помощь в организации новых для него форм финансирования (факторинг, лизинг, гарантии, аккредитивы)», — говорит Марина Насташкина, заместитель председателя правления ОАО «Московский кредитный банк».
Поддержку рынку кредитования МСБ способны оказать и позитивные ожидания самих субъектов малого и среднего бизнеса относительно состояния делового климата в стране. Так, индекс «Траст Индекс МСБ», показывающий предпринимательские настроения, вырастет, согласно прогнозу, с текущих 83 пунктов до 86 пунктов к октябрю. «Малые и средние предприниматели ближе к населению, они более мобильны и оперативны, а значит, раньше улавливают зарождающиеся экономические тенденции, которые, безусловно, отражаются на потребительском спросе, — полагает Надия Черкасова, председатель правления банка «Траст». — Безусловно, мы не будем наблюдать резкого роста, скорее ожидаем поступательно-умеренной динамики показателей, как в части текущих оценок, так и в части прогнозов предпринимателей на будущее».
Рост рынка за счет новых продуктов и увеличения кредитной активности субъектов МСБ взрывным не будет: у банков уже нет ни большого запаса по капиталу, ни избыточной ликвидности. По оценкам «Эксперт РА», темп прироста кредитного портфеля МСБ в 2012 году будет выше, чем в 2011-м, но не превысит 22%.
Как мы считали
Исследование «Эксперт РА» основано на результатах анкетирования банков, а также проведения серии углубленных интервью с представителями рынка кредитования малого и среднего бизнеса.
В рамках анкетирования мы просили банки указывать данные по объему финансирования предприятий, соответствующих ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Использовалась проверка предоставленных данных на основе расчета доли МСБ в ссудных портфелях и доли МСБ в оборотах по выдаче кредитов; дополнительно запрашивались бланки подтверждения, подписанные и заверенные представителями банков, курирующими соответствующее направление бизнеса.
Часть банков предоставили данные на основании формы 0409302. Такие данные отдельно отмечены во всех ренкингах, приведенных в тексте исследования.
В исследовании приняли участие 80 банков. На участников исследования приходится 70% рынка кредитования МСБ (объем рынка — по данным Банка России).
Антон КАРТУЕСОВ, Михаил ДОРОНКИН
Таблицы и инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.