В прошлом году банковский сектор Северо-Западного федерального округа (СЗФО) развивался в русле общероссийских трендов. Больше всего банкиров порадовали результаты по прибыли: рост этого показателя в СЗФО составил почти 50% по сравнению с 2010 годом. Таков результат разгона кредитного рынка в первом полугодии и сокращения объемов резервирования в течение всего 2011 года. Эти факторы компенсировали нерадужную картину четвертого квартала, когда кредитные организации были вынуждены привлекать пассивы дороже, а некоторые — снизить темпы роста портфелей.
Противоречивый год
В течение всего 2011 года ситуацию на банковском рынке как России, так и СЗФО в большей степени определяли макроэкономические тенденции. Однако свою роль сыграли и внутристрановые тренды, которые были характерны для первого полугодия, когда возобновился какой-никакой рост экономики и банки смогли увеличить кредитную активность. Именно на этот период пришлись наиболее высокие темпы увеличения ссудных портфелей.
Во втором полугодии банки насторожились, поглядывая на ситуацию в Европе, хотя и продолжали кредитовать до тех пор, пока в третьем квартале не начались перебои с ликвидностью и рост ставок по депозитам. Закономерным последствием стало удорожание кредитных ресурсов, что повлияло на активность заемщиков, которую и без того нельзя было назвать высокой. И особенно это проявилось в корпоративном секторе. Он традиционно рос медленнее розницы, хотя темпы увеличения корпоративных портфелей банков СЗФО сопоставимы с общероссийскими. По словам руководителя дирекции бизнес-развития и координации Северо-Западного регионального центра Банка ВТБ Елены Зулиной, рынок корпоративного кредитования в 2011 году в округе вырос на 25%, что соответствует увеличению корпоративного портфеля всей банковской системы страны (25,6%) и превышает результат 2010 года (тогда рост рынка корпоративного кредитования в СЗФО составил 9,8%).
Портфели участников ренкинга «Эксперта С-З» в этом сегменте увеличились примерно на 21,2%, тогда как прирост выдачи банками СЗФО потребительских кредитов составил 53%, результат же участников ренкинга «Эксперта С-З» — 47,8%. Шок банковской системы от невозвратов кредитов в 2011 году прошел, и кредитные организации, скорректировав акценты в риск-менеджменте, немного смягчили требования к заемщикам.
«Особенно смело кредитуют специализирующиеся на физических лицах банки, закладывая возможные потери в ставку, — рассказывает председатель правления МБСП Андрей Костин. — Банки, подобные нашему, в основном работающие в корпоративном сегменте, выделяют для себя менее рискованные с точки зрения кредитования отрасли. Например, не секрет, что крупные компании, которые имеют в портфеле заказов контракты с госструктурами, будучи лакомым кусочком для банков, получают более выгодные условия не только по стоимости кредитов, но и по требованиям к их обеспечению».
В рознице банки действительно активнее упрощали кредитные процедуры и снижали требования к заемщикам. Однако это не означает, что они вновь, как и до кризиса 2008 года, начали кредитовать каждого желающего, невзирая ни на какие риски. «Были лишь сняты искусственные барьеры, которые некоторые кредитные организации возвели во время кризиса для того, чтобы номинально оставаться участниками рынка тех или иных банковских услуг», — убежден вице-президент, управляющий филиалом ВТБ24 в Санкт-Петербурге Михаил Иоффе.
В целом по рынку прирост розничных портфелей составил 25—30%. «Наш совокупный кредитный портфель впервые преодолел отметку 50 млрд рублей, увеличившись за прошлый год на 15 млрд, или более чем на 40%. Из сегментов рынка розничного кредитования быстрее всего росли потребительские кредиты, ипотека и кредитные карты», — констатирует Иоффе.
Кроме того, в первом полугодии банки еще сохраняли низкие ставки, что тоже стало катализатором спроса на кредитование. Помимо восстановления сил в сегментах реального сектора, расширялись программы по кредитованию субъектов малого и среднего бизнеса. Объем этих кредитов также влияет на общий прирост, полагает Андрей Костин.
Несмотря на уверения финансистов, что консерватизм в риск-менеджменте, взятый на вооружение после кризиса, в прошлом году никуда не исчез, все же можно говорить о возросшем аппетите к риску. «В 2011 году темпы увеличения кредитных портфелей банков удвоились по сравнению с 2010-м, в то время как рост объемов просроченной задолженности ускорился в четыре с половиной раза. Это косвенно свидетельствует о том, что банки действительно в какой-то степени ослабили требования к заемщикам, стимулируя рост кредитования», — размышляет заместитель управляющего филиалом Абсолют Банка в Санкт-Петербурге Андрей Рублев.
Нежданный заработок
Главным достижением отечественного банковского сектора в прошлом году можно, без сомнения, назвать высокие темпы роста прибыли. По данным ЦБ, этот показатель достиг рекордных 848 млрд рублей, тогда как в 2010 году он был равен 550 млрд. Прибыль банков СЗФО до налогообложения составила 45,1 млрд, что на 50% больше, чем в годом ранее. Так что ни падение стоимости кредитов корпоративным заемщикам в первом полугодии, ни сложности с доступом к фондированию и удорожание пассивов во втором не помешали банкам заработать.
Этот рост был спровоцирован рядом причин. Прежде всего — снижением отчислений в резервы на фоне увеличения кредитного портфеля. Качество выдаваемых кредитов улучшалось, что позволило банкирам расформировать резервы на возможные потери в пользу балансовой прибыли. «Хорошо заработали банки, которые успешно наращивали объемы розничного кредитования — займы на потребительские нужды, автокредитование, ипотеку — в сегментах, где ставки высоки даже у госбанков», — считает Андрей Костин. Многие кредитные организации утверждают, что на прибыли положительно отразилось и увеличение комиссионных доходов.
По оценкам Андрея Рублева, в целом по России к росту прибыли банковского сектора привело повышение чистых процентных доходов (на 15% по сравнению с 2010 годом), что подняло совокупную прибыль на 33%, комиссионных доходов и доходов от операций с валютой, которые обеспечили общий прирост прибыли на 15%, и сокращение резервов, увеличившее финансовый результат на 39%. «Отрицательно повлияли на прибыль рост операционных расходов, уменьшивший ее на 25%, и операции с ценными бумагами, отнявшие еще 13%», — дополняет он.
Результаты ренкинга «Эксперта С-З» демонстрируют, что высокую динамику прибыли показали небольшие местные организации, например СИАБ и «Советский», а также крупные региональные игроки — банк «Санкт-Петербург» и Балтинвестбанк. Однако на результатах первых двух сказался эффект низкой базы, как и на высоких темпах филиала федерального банка «Зенит». Лидером же в СЗФО по приросту прибыли среди банков общероссийского масштаба ожидаемо стал Сбербанк. Впрочем, рекордные показатели маркетмейкера по прибыли в целом по России уже не раз отмечались аналитиками.
Бойтесь больших
Закономерной тенденцией прошлого года, которая зародилась еще в 2010-м, стало усиление позиций государственных банков. Она продолжает смущать коммерческих игроков, хотя большинство оставили мысль состязаться с госорганизациями за крупных заемщиков в корпоративном сегменте и согласились на роль второго банка для клиента.
«В связи с активным выходом государственных банков потеряли свои позиции многие региональные банки, чьи крупные клиенты стали финансироваться посредством госорганизаций, во многих случаях перейдя туда и на расчетно-кассовое обслуживание, — комментирует Андрей Костин. — Среди основных посткризисных последствий можно назвать дальнейшую активизацию госбанков в рыночном секторе, в частности внедрение программ поддержки малого и среднего бизнеса. Сегодня в портфелях некоторых из них имеются как клиенты государственного сектора, так и крупные корпоративные клиенты, физлица, малый бизнес». Фактически госорганизации оперируют во всех сегментах рынка, что усложняет конкурентную ситуацию и заставляет частные банки активно бороться за свою позицию.
Коммерческие игроки продолжают противопоставлять госконкурентам более гибкий подход, оперативность в рассмотрении заявок и структурировании сделок, большее внимание к предприятиям среднего масштаба. «Однако наиболее надежные, качественные клиенты переходят в государственные банки. Таким образом, в коммерческих банках снижается качество заемщиков и кредитных портфелей, а это приводит к увеличению рисков и, соответственно, ухудшает финансовое состояние банков, — говорит управляющий филиалом «Петербургский» банка «Глобэкс» Юрий Красковский. — Если тенденция будет продолжаться, это приведет к очень серьезному расслоению на 50 «приличных» и 950 «неприличных» банков. Это верный путь к разрушению банковской системы России».
Другие изменения в структуре рынка, произошедшие в прошлом году (снижение активности некоторых «дочек» иностранных банков в связи с затруднением фондирования от головных банков, уход ряда из них с рынка), участники рынка серьезными не считают. По их мнению, это не сильно снизило конкуренцию в СЗФО и переток клиентов оказался несущественным.
Смутные ощущения
Очевидно, что 2012 год окажется для отечественных кредитных организаций не столь урожайным по темпам роста и кредитования, и доходности. Банкиры ожидают увеличения кредитных портфелей не более чем на 20%. В целом динамика будет зависеть от мировой ситуации. Прежде всего, не исключена вероятность повторения колебаний с ликвидностью. «В настоящее время российский рынок стабилен, ЦБ регулярно предоставляет ликвидность, нет дефолтов, кредитование продолжается, что позволяет давать оптимистичные прогнозы по развитию рынка, — рассуждает Андрей Рублев. — Однако в 2012 году оно будет на 100% определяться ситуацией на международных рынках. Наиболее вероятно сходство с предыдущим годом — замедление роста экономики и нестабильность. При этом сценарии развития рынки капитала будут постепенно восстанавливаться, но так и останутся закрытыми для большинства средних и мелких банков. Таким образом, проблемы с ликвидностью сохранятся».
О том, что ситуация с ликвидностью в целом по рынку сегодня стабильная, свидетельствует и прекращение роста депозитных ставок. На данный момент определен психологический уровень 11—12%, и наиболее вероятно, что большинство банков будут ориентироваться на это значение и мы не увидим 16—18%, как в 2008—2009 годах, считает Рублев. Аналогичная картина с депозитами юрлиц. «Улучшение способствовало снижению ставок по депозитам корпоративных клиентов с начала 2012 года в диапазоне 1—1,5% годовых для наиболее популярных сроков размещения средств клиентами», — замечает Елена Зулина.
Есть предпосылки к тому, что вслед за депозитными перестанут расти и кредитные ставки, однако их уменьшение маловероятно. Впрочем, на минувшем заседании Ассоциации российских банков шла речь о возможной тенденции к снижению ставок, поэтому не исключено, что при отсутствии серьезных потрясений в российской экономике госбанки могут намеренно опустить свои ставки по кредитам, тем самым «уронив» общерыночный уровень, допускает Андрей Костин.
«В России наблюдаются два противоположных тренда. С одной стороны, идет приток западных денег, которые вливаются в фондовый рынок, соответственно увеличиваются ликвидность, объемы продаж, но в первую очередь, естественно, это происходит на денежном и фондовом рынках, — анализирует Юрий Красковский. — Будет расти спрос на акции, облигации, затем эти деньги перетекут в банковские пассивы. Месяца через полтора-два мы увидим рост пассивов и у банков появится возможность увеличить кредитование».
С другой стороны, есть и противоположная тенденция: то, что происходит в Европе и США, волатильность курса, события вокруг Ирана не способствуют стабильности. Иностранный капитал очень мобилен и при любом ухудшении ситуации может хлынуть обратно. Банкиры отдают себе в этом отчет, поэтому стремятся кредитовать на более короткие сроки, понимая, что может произойти резкий разворот в обратную сторону и бороться придется за ликвидность, а не за рост кредитного портфеля.
Строя прогнозы на этот год, стоит учитывать, что банки уже не отягощены избыточной ликвидностью, как в первом полугодии 2011-го, что тоже скажется на темпах кредитования. Их стремление нарастить портфели поутихнет и в связи с макроэкономическими рисками. Как, впрочем, и активность заемщиков. Кстати, как банкиры, так и бизнес отмечают, что в 2012 году заметно увеличился объем дебиторской задолженности у предприятий, а в промышленном секторе снизился спрос на продукцию и увеличились запасы на складах производителей. Все это не способствует разворачиванию активной инвестиционной деятельности реального сектора экономики.
Спрос на длинные ресурсы
Вице-президент Банка БФА Дмитрий Саберзянов:
— Активному кредитованию в прошлом году способствовало не снижение требований со стороны банков к допустимому уровню рисков, а скорее отложенный спрос со стороны клиентов на кредитные продукты. Хотя заемщики, столкнувшись в кризис с чередой дефолтов, стали более разумно подходить к вопросам получения кредитов. Теперь они больше обращают внимание на то, куда и с какой эффективностью они потратят заемные средства и смогут ли качественно и в срок выполнить свои обязательства. Позиция клиента — взять заемные средства и только потом думать, куда их потратить, — встречается значительно реже. Причем это характерно как для бизнеса, так и для частных лиц. Вместе с тем финансовое положение многих улучшилось по сравнению с кризисным периодом, и это позволяло банкам активно кредитовать с приемлемым уровнем риска.
Мы выполнили основные планы на год: вошли в систему страхования вкладов и начали работать с физическими лицами, увеличили более чем в два раза собственный капитал и вошли в ТОП-100 по этому показателю. По остальным показателям по итогам 2011 года мы вплотную приблизились к первой сотне российских банков. Не удалось удвоить только кредитный портфель. По факту он вырос на 65%, и это можно объяснить тем, что по нескольким крупным сделкам общим объемом более 2 млрд рублей Банк БФА принял положительное решение, но основное финансирование осуществлялось в первом квартале 2012 года.
Ситуация с ликвидностью до сих пор неоднозначная: заметна волатильность в этом сегменте и отсутствие комфортной подушки ликвидности у отдельных кредитных институтов. В связи с этим вполне возможен рост ставок по депозитам, хотя едва ли он будет носить массовый характер и затронет госбанки.
Возможен рост ставок на кредиты сроком от года и от трех лет, так как спрос на эти кредиты растет, а многие банки по-прежнему не обладают пассивами такой длины. Зарубежные кредитные организации пока не слишком активно предоставляют долгосрочные ресурсы, а внутренние пассивы, как правило, имеют срочность в пределах года. В такой ситуации банки за счет более высокой ставки будут перекрывать свои риски, вызванные дисбалансом в срочности пассивов и активных операций. Возможно, что в среднем кредитные портфели вырастут на 20—25%, тем не менее мы планируем удвоить портфель в 2012 году.
Тревожный сигнал
Директор департамента по работе с корпоративными клиентами Санкт-Петербургского филиала Промсвязьбанка Валерий Абрамов:
— Помимо общих для всего рынка трендов на динамику прибыли повлияло то, какую конкретную стратегию выбрал для себя каждый банк. Например, мы в 2011 году сместили акцент с крупных клиентов на средних — на предприятия с годовым оборотом от 500 млн до 1,5 млрд рублей, что позволило увеличить маржинальность кредитных сделок. Подобные заемщики не оказывают на банки такое ценовое давление, как крупные и крупнейшие компании, а стоимость кредита — фактор для них важный, но не первоочередной. Конкуренция за таких клиентов на Северо-Западе высокая, но привлечь их позволяет ставка на комплексное обслуживание. Мы делаем упор на кросс-продажи, предоставляя предприятию услуги по РКО, конверсионным операциям, хеджированию валютных рисков, потребительскому кредитованию сотрудников и т. д. Это позволяет не только удерживать клиента, но и увеличивать доходность от работы с ним. Кредитование в чистом виде не представляется столь интересным.
Увеличить прибыльность бизнеса многие кредитные организации в текущем году, как и в 2011-м, стремятся также за счет внедрения инновационных продуктов и услуг: это развитие онлайн-сервисов, транзакционных операций и других некредитных услуг. Мы, например, запустили сервис, позволяющий клиентам конвертировать валюту без открытия счета. В условиях, когда доходность кредитования волатильна в связи с нестабильностью пассивной базы, подобные услуги становятся для банка дополнительным источником заработка, который менее зависим от ситуации в экономике, нежели кредитный рынок. Еще одно направление, в котором движемся и мы, — оптимизация бизнес-процессов, позволяющая снизить издержки.
В 2012 году можно прогнозировать высокий интерес бизнеса к факторинговым услугам и кредитам на пополнение оборотных средств. Впрочем, это уже происходит: спрос на банковские продукты, позволяющие избежать дефицита оборотных средств, в этом году вырос на 10—15%. Связано это с тем, что у предприятий растет дебиторская задолженность, в целом по году ее рост прогнозируется на уровне 15—20%. Хотя это и не позитивный сигнал для экономики, критичным данный показатель все же назвать нельзя.
Деньги пришли, но неизвестно, надолго ли
Управляющий филиалом «Петербургский» банка «Глобэкс» Юрий Красковский:
— Рекордная прибыль банковского сектора в 2011 году, скорее всего, связана с восстановлением резервов, которые банки создавали в кризисные годы, — так называемых «провизий» на случай возникновения проблемных дефолтных кредитов. Когда в прошлом году произошло восстановление платежеспособности клиентов, банки снизили «провизии».
Что касается нашего филиала, то девять месяцев мы развивались очень динамично, практически вдвое увеличили кредитный портфель. Но в четвертом квартале сознательно не проводили кредитную экспансию, поскольку видели, что происходит на рынке. Снижение объемов ликвидности не позволяло банкам занимать деньги в связи с уходом иностранных инвесторов, падение доверия банков друг к другу, уменьшение лимитов межбанковского кредитования, существенное ограничение по размещению облигационных займов на рынках, то есть сокращение объема привлекаемых ресурсов.
Поэтому в четвертом квартале у нас произошло погашение кредитного портфеля почти на 30%, особенно активно гасились кредиты в последнюю неделю 2011 года — заемщики получали бюджетные деньги за выполненные работы и расплачивались. Приостановив кредитование в четвертом квартале, мы прогнозировали уменьшение кредитного портфеля, а соответственно и выручки, но это обосновывалось осторожным и очень внимательным подходом к ликвидности, чтобы своевременно и в полном объеме выполнять платежные обязательства перед клиентами.
Ольга ВЕЛИКАНОВА
Таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.