В США подходит к финалу суд над 28-летним бывшим аналитиком инвесткомпании Goldman Sachs Group Inc. Евгением Плоткиным. В понедельник на заседании в Нью-Йорке он признал себя виновным в совершении сделок с акциями компаний на основе секретной инсайдерской информации. Обвинительный приговор огласят в конце ноября.
Всего по делу «США против Плоткина» проходит более десяти человек. Сам Евгений Плоткин, работавший на момент совершения преступления аналитиком отдела фиксированных доходов Goldman Sachs, является ключевым звеном и организатором этой схемы. Он до последнего настаивал на собственной невиновности. По данным правоохранительных органов США, с сентября 2004 по ноябрь 2005 года Плоткин, его коллега по банку Goldman Sachs хорват Дэвид Пайчин, а также сотрудник инвесткомпании Merrill Lynch Станислав Шпигельман наживались на незаконной торговле акциями. В деле фигурируют также родители Плоткина, почтальон из Нью-Джерси, сотрудники типографии журнала BusinessWeek, хорватская тетя Пайчина и даже стриптизерша из клуба на Манхэттене.
В январе этого года Станислава Шпигельмана приговорили к трем годам тюрьмы за слив Плоткину секретной информации о предстоящей покупке за 3,67 млрд долл. компанией Adidas-Salomon AG производителя спортивной одежды Reebok International. Дэвид Пайчин ранее также признал себя виновным в совершении незаконных сделок: вместе с Плоткиным они внедрили в типографию BusinessWeek сотрудников-шпионов, которые заранее передавали им содержание свежей колонки Inside Wall Street. Еще одной их совместной аферой стало участие в качестве одного из присяжных почтальона Джейсона Смита, школьного друга Пайчина, в судебном процессе над одним из руководителей компании Bristol-Myers Squibb. Смит подавал друзьям-аферистам знаки о вынесенных решениях до их оглашения, чтобы те успели удачно сыграть на разнице курсов акций Bristol-Myers.
В Goldman Sachs РБК daily заявили, что не будут комментировать происходящее на суде. В банке подчеркивают, что Евгений Плоткин действовал от своего имени и его криминальная деятельность никак не повредила клиентам. На заседании Плоткин заявил судье Дебре Фриман, что осознает противоправность своих действий. На вопрос судьи, знал ли он об этом, когда начинал игры на бирже, Плоткин ответил: «Да, и я очень сожалею об этом». Помощник прокурора США Хелен Кантвелл заявила, что по договоренности с правительством подсудимый за признание вины получит не 165 лет лишения свободы, а 5 лет и 11 месяцев. Кроме того, Плоткин обязан вернуть 6,7 млн долл., которые перешли на счета подставных лиц после явно удачных сделок с акциями. Именно чрезмерное везение «игроков» привлекло внимание Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
Совершенное Плоткиным преступление и сюжет его махинаций достойны голливудского сценария. К слову, сам Евгений Плоткин, окончивший аспирантуру Гарвардского университета, не без таланта: в 2003 году он стал автором, режиссером и продюсером собственного фильма «Один путь», где сыграл сам себя и как бы предрек то, чем годом позже занялся на Уолл-стрит.
Роман КИРИЛЛОВ