Банк России выступил в поддержку прямого доступа в российский центральный депозитарий крупнейших международных расчетных систем Euroclear и Clearstream. В составленном Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) предварительном перечне иностранных организаций, у которых будет такое право, этих компаний не оказалось. ЦБ считает, что без этих крупных иностранных участников международный финансовый центр в России не заработает.
Заместитель председателя Банка России Сергей Швецов вчера публично поддержал допуск крупнейших международных расчетных систем на российский рынок. Он заявил, что компаниям Euroclear и Clearstream, имеющим статус международных центральных депозитариев, необходимо разрешить открывать счета номинального держания в российском центральном депозитарии без ограничений наряду с другими 66 иностранными организациями, которые ФСФР включила в такой список. Между тем в перечне, подготовленном ФСФР, есть лишь дочерние компании Euroclear и Clearstream. «Если мы строим международный финансовый центр, то давайте действовать разумно, а не придумывать с ходу какие-то решения. Если каждые полгода передоговариваться, сюда ни один инвестор не придет»,— заявил зампред ЦБ.
Возможность иностранных организаций напрямую открывать счета номинального держания в России предусмотрена законом о центральном депозитарии. Закон устанавливает, что воспользоваться этим правом они смогут уже с 1 июня. Перечень иностранных депозитариев должна утвердить ФСФР.
Прямой допуск иностранных организаций на российский рынок является одним из самых спорных вопросов. Противники прямого допуска таких серьезных игроков, как Euroclear и Clearstream, опасаются, что это приведет к оттоку ликвидности с российского рынка, поскольку эти расчетные системы специализируются на трансграничных сделках и способны вывести их из отечественной инфраструктуры. Пострадать от этого может и бизнес российских «дочек» западных банков, являющихся глобальными кастодианами и обслуживающих сейчас сделки иностранных клиентов. Среди них, в частности, Дойче-банк, ИНГ-банк, Ситибанк.
Примечательно, что глобальные кастодианы на этапе обсуждения закона поддерживали как создание центрального депозитария, так и допуск Euroclear или Clearstream. «Мы предполагали, что будет дан определенный период, для того чтобы российский центральный депозитарий внедрил сервисы, сопоставимые с сервисами Euroclear и Clearstream»,— говорит топ-менеджер одного из банков. По его мнению, «сейчас мы получаем ситуацию, в которой ликвидность уйдет за рубеж, а отечественная инфраструктура перестанет быть нужной еще до того, как центральный депозитарий заработает в полную силу».
Впрочем, по мнению господина Швецова, если не допустить сейчас Euroclear и Clearstream в центральный депозитарий, ликвидность, напротив, будет фрагментирована. «Русский участник не будет иметь доступ к английской ликвидности, а английский — не будет иметь к русской. Поэтому лучше иметь один единый рынок в России, чем разделить его на две части и бороться, кто больше»,— цитирует господина Швецова «Интерфакс». Зампред ЦБ добавил также, что такая фрагментация ликвидности будет «не в пользу России».
За прямой допуск Euroclear и Clearstream на российский рынок выступают и профессиональные организации. Так, вчера Национальная фондовая ассоциация направила в ФСФР письмо (копия есть в распоряжении «Ъ»), в котором предупреждает о риске «развития офшорных схем расчетов и торговли». Кроме этого, говорится в письме, отсрочки в открытии счетов для Euroclear и Clearstream «после активных и длительных дискуссий в ходе принятия закона о центральном депозитарии создают высокие репутационные риски для российской инфраструктуры и фактически девальвируют концепцию создания МФЦ в России».
Между тем, по информации «Ъ», письма с обоснованием своей позиции направили в ФСФР и «дочки» западных банков, в частности Ситибанк. Глава ФСФР Дмитрий Панкин на прошлой неделе заявил, что список, опубликованный службой, пока неокончательный, а порядок и сроки открытия счетов номинального держания в российском центральном депозитарии для Euroclear и Clearstream надо обсуждать.
Петр РУДЕНКО