Крупнейший в РФ государственный Сбербанк, купивший свой первый актив в Центральной и Восточной Европе — австрийский Volksbank, хочет к 2016 году увеличить долю на рынке этого региона почти в три раза, запустив корпоративный и ритейловый бизнес.
«Сейчас примерно (VBI занимает) 1,4 процента в активах в восьми странах — это для нас очень маленькая доля. Мы хотим достичь к 2016 году 3,8 процента в активах в среднем. Ниже 3 процентов в активах — это не стратегический игрок на рынке», — сказал зампред банка Сергей Горьков в интервью Рейтер.
В феврале 2012 года Сбербанк обзавелся активом в Европе, купив VBI за 505 миллионов евро. С VBI Сбербанку досталось 295 отделений и более 600.000 клиентов. Дочерние банки VBI входят в топ-10 финансовых учреждений по размеру активов в Боснии и Герцеговине, Словакии, Чехии, Хорватии и в топ-15 финансовых учреждений в Венгрии, Сербии и Словении. Банк присутствует на Украине и имеет банковскую лицензию в Австрии.
«Цели по доле рынка мы определяем по каждой стране. Сейчас на этом этапе мы будем расти быстрее в Чехии и Словакии. Венгрия только недавно испытала кризис и там проблематично расти быстрее. По балканским странам неплохо может расти Сербия», — сказал Горьков.
К 2020 году Сбербанк, капитализация которого составляет почти $70 миллиардов, планирует достичь 5 процентов доли рынка с помощью VBI.
Горьков сказал, что бизнес-план на этот год предполагает от 10 до 20 процентов роста в разных сегментах.
«Мы считаем, что нужно быть более активными, чем предыдущие владельцы… VBI был в основном силен в кредитовании малого и среднего бизнеса. Мы будем развивать еще корпоративный бизнес и ритейл, которые сейчас не представлены в его бизнес-модели».
Сбербанк ставит задачу нарастить «местное фондирование», снизив соотношение кредитов к депозитам со 140 процентов сейчас до 110 к 2016 году, сказал Горьков.
Он сказал, что по итогам первого квартала VBI получит прибыль после убытков в прошлом году, но ее размер не раскрыл.
Экспансия
Сбербанк, в стратегии которого стоит цель зарабатывать свыше 5 процентов доходов за счет зарубежного бизнеса, не планирует в этом году новых приобретений в Европе, но внимательно смотрит на Турцию и Польшу, которые привлекают его высокой рентабельностью бизнеса.
«Год минимум приобретений в Восточной Европе мы не готовы делать, потому что нам надо переварить и построить нормальную платформу сначала для VBI. Польша и Турция — это несколько иные рынки, представляющие для нас интерес, но переговоров у нас нет», — сказал Горьков.
Источники Рейтер говорили, что госбанк, заработавший в 2011 году почти 316 миллиардов рублей чистой прибыли, смотрел на выставленные на продажу банки Millennium и Kredyt bank, входящие в десятку крупнейших в Польше.
Периодически Сбербанку сватают турецкие банки, среди которых Denizbank.
«Мы считаем, что этот банк действительно интересный и по своим размерам, и по эффективности, и по менеджменту, но решения у нас нет. Переговоры мы начнем тогда, когда у нас будет решение», — сказал Горьков.
Рентабельность турецких банков выше, чем восточноевропейских, и стоят они дороже, добавляет он.
«Средняя цена приобретения турецких банков сейчас составляет 1,5 book value… Польша, как и Турция, хороший рынок, поэтому там исторически мультипликаторы выше».
По словам Горькова, толчком к принятию решения может послужить развитие общей ситуации в экономике Турции и Европы.
Сбербанк готовится в этом году к размещению на рынке 7,6 процента акций из доли своего основного акционера — Центробанка РФ.
Екатерина ГОЛУБКОВА, Оксана КОБЗЕВА