Российская экономика за время президентства Дмитрия Медведева продемонстрировала весьма скромные результаты, считают эксперты консалтинговой компании ФБК. По приросту ВВП Россия отстает от многих стран «большой двадцатки». Из всех объявленных Медведевым мер на «хорошо» реализовано лишь повышение пенсий. Остальные инициативы (модернизация, создание финансового центра в Москве и борьба с коррупцией) выполнены лишь отчасти. Сейчас экономика оказалась лицом к лицу перед новыми — они же старые — вызовами, и отвечать на них придется все тем же людям.
Под занавес президентского срока экономисты решили проанализировать, насколько успешно воплощались в жизнь инициативы президента. На время его правления пришелся один из самых серьезных мировых экономических кризисов. Власти подчеркивают, что Россия уверенно преодолела его. Но цифры заставляют сомневаться в этом. Прирост ВВП за четыре года составил 5,5%. По этому показателю Россия занимает 11-е место среди стран «большой двадцатки» и последнее пятое место в группе развивающихся стран BRICS. Для сравнения: у лидера обеих групп Китая прирост ВВП за 2008—2011 годы составил почти 45%. Россия неблестяще смотрится даже среди стран СНГ — по динамике ВВП наша страна занимает только девятое место из 11. Хуже дела в минувшую четырехлетку обстояли только у Украины, чья экономика упала на 4,5%, и Армении со снижением ВВП на 2%.
В большинстве общепризнанных мировых рейтингов Россия ухудшила свои позиции, напоминает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В Индексе конкурентоспособности страна опустилась с 51-го места на 66-е, в рейтинге Doing Business — со 112-го места на 123-е (если сравнивать 2011 с 2008 годом), в рейтинге человеческого потенциала ООН — с 63-го места на 66-е.
«Исключение составляет рейтинг по Индексу восприятия коррупции Transparency International — в нем Россия поднялась со 147-го на 143-е место. По-видимому, это обеспечила заметная антикоррупционная нормотворческая деятельность», — предполагает Николаев. Впрочем, саму коррупцию победить не удалось. Так же как и выполнить большинство задач, ставившихся в президентских посланиях. Каждую меру эксперты оценивали по шкале «хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно». «Хорошо» удалось справиться лишь с повышением пенсий, обещанным в послании 2008 года. Средний размер пенсии вырос почти в 2,5 раза.
На «удовлетворительно» оценивается выполнение приоритетных национальных проектов, мер по усилению рубля в качестве одной из международных валют, модернизации по пяти стратегическим отраслям (развитие медицинской техники, энергоэффективность, ядерная энергетика, космические и информационные технологии), увеличению инвестиций в инфраструктуру и создание иннограда «Сколково». Но если задуманные мероприятия были в основном выполнены, то конечные цели по улучшению качества здравоохранения или образования не были достигнуты. Показательно, что в последний раз сайт www.rost.ru, посвященный нацпроектам, обновлялся 18 мая 2009 года.
Типичный пример реформ последних лет — вывод министров из советов директоров госкомпаний. «Что мы получили в итоге? Министров заменили начальниками департаментов, ветеранами спецслужб и никому не известными людьми», — отмечает главный аналитик компании «МК Аналитика» Олег Буклемишев.
К достижениям эксперты относят принятие решения о вступлении России в ВТО и рекордно низкий уровень инфляции в 6,1%, зафиксированный в 2011 году. Правление Медведева дало и неожиданные итоги. В обществе появился запрос на честные выборы и независимые институты — полицию, суд и т. д. «Президент не смог повлиять на реальную экономику, но смог сформировать ожидания у общества», — говорит исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова. В итоге страна оказалась лицом к лицу перед проблемами, которые только обостряются. «В стране не происходит рывка. И очевидного ответа на вопрос, как это изменить, нет», — указывает глава наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин.
Судя по всему, эксперты не очень верят в серьезное кадровое обновление — отвечать на вызовы должны те же люди, которые не сделали этого и в более благоприятных условиях. «Тандемная матрешка будет перевернута. И надежд на то, что вдруг произойдет реформаторский порыв, у меня нет», — говорит Буклемишев. «Разработка «Стратегии-2020» и тот симулякр, который нам выдают под видом «большого правительства», показывают, что брожение в умах началось», — говорит советник Института современного развития Никита Масленников. Но уже через несколько месяцев, предупреждает эксперт, власть и общество могут оказаться в ситуации 1991 года, когда нужно проводить реформы, а кому и как это делать, непонятно.
Александра ПОНОМАРЕВА