Не всех вкладчиков, разместивших собственные средств на депозитах в последний месяц до отзыва лицензии у банка, лишат права на их возмещение. Ранее именно такое предложение вносил Минфин. Как стало известно «Маркеру», Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагает распространить данную меру только на тех клиентов кредитной организации, которые знали о ее неплатежеспособности. К лицам, имеющим доступ к информации о финансовом состоянии банка, могут отнести его владельцев и сотрудников. В отношении остальных клиентов, совершивших перечисление денежных средств на вклад в указанный срок, предложено установить презумпцию невиновности.
В феврале Минфин представил законопроект, направленный на борьбу с так называемыми «дробильщиками». Речь идет о вкладчиках, которые накануне отзыва у банка лицензии разбивают средства на депозитах на более мелкие суммы — до 700 тысяч рублей, в пределах которой государство гарантирует их компенсацию. По замыслу Минфина компенсации не должны подлежать, те вклады, которые были открыты (в течение одного месяца до наступления в банке страхового случая) путем перевода средств со счетов лиц, чьи средства не подлежат страхованию; вклады физлиц, остатки на которых превышали максимальный размер страхового возмещения и которые были переведены на вклад других граждан в том же банке а также в других сходных случаях.
При этом в проекте есть оговорка, что норма распространяется на те операции, которые совершены в период, когда банк уже более трех дней не исполняет свои обязательства в связи с недостатком средств на его счетах.
Как стало известно «Маркеру», законопроект был отклонен советом при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ «нуждается в доработке», говорится в его экспертном заключении. Хотя в целом совет поддержал идею законопроекта — создание механизма защиты средств фонда обязательного страхования вкладов от недобросовестных клиентов.
Нарекания вызвала концепция документа. В соответствии с ней клиент признается недобросовестным, совершив любое перечисление средств с одного вклада или счета на другой в течение месяца до отзыва у банка лицензии. При этом иных критериев его недобросовестности в законопроекте не предусмотрено. Но само по себе проведение данных операций «не может являться достаточным основанием для отказа клиенту в выплате страхового возмещения», — указывает совет.
Совет предложил распространить нормы закона только на тех клиентов банка, которые на момент совершения указанных сделок знали о его неплатежеспособности. Потому они и является недобросовестными, что обладают информацией о финансовом состоянии кредитной организации, подчеркивает совет. Ведь часть клиентов банка, осуществляя аналогичные операции, могут не знать о его неплатежеспособности. К тому же последствия таких сделок могут иметь правовой характер, например, исполнение обязанности по уплате долга, выплата заработной платы, алиментов или дарение. Соответственно клиенты, не владеющие данными о состоянии кредитной организации, являются добросовестными до тех пор, пока не доказано обратное, считают в совете при президенте.
В связи с этим в законопроекте предложено закрепить четкие критерии, на основании которых тот или иной клиент банка может быть отнесен к числу «недобросовестных». Критерии могут быть аналогичны тем, которые содержатся в законе об инсайдерах («О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Так к лицам, имеющим доступ к информации о платежеспособности банка, могут быть отнесены члены совета директоров и правления банка. Так же в их числе окажутся владельцы кредитной организации, единоличный исполнительный орган, ревизионная комиссия банка. Это могут быть лица, с кем заключен трудовой договор, то есть все сотрудники организации. При этом у них будет возможность обжаловать в суде отказ в выплате компенсации. Сделки остальных клиентов, в отношении который будет установлена презумпция невиновности, так же могут быть оспорены в суд. Таким правом следует наделить Агентство по страхованию вкладов при наличии доказательств недобросовестности таких сделок, считают в совете при президенте.
Татьяна ШИРМАНОВА