«Большая тройка» операторов связи обратилась в Минэкономразвития с просьбой изменить ряд норм законопроекта о коллекторах. Они совместно с подкомиссией Российского союза промышленников и предпринимателей по коллекторской деятельности подготовили письмо (есть в распоряжении «Известий») на имя министра Эльвиры Набиуллиной и отправили его в экономическое ведомство за подписью главы РСПП Александра Шохина.
Операторов смущает, что, согласно законопроекту, сам кредитор обязан сообщить должнику о передаче просрочки на взыскание третьим лицам, в том числе коллекторам. Для этого надо в течение 10 рабочих дней направить соответствующее уведомление по почте и вручить его адресату под расписку. В противном случае должник вправе отказаться от общения с коллекторами, а кредитор будет оштрафован. В качестве обоснования своей позиции операторы приводят тот факт, что передают коллекторам большой объем долгов на маленькие суммы. То есть такой сложный и дорогой механизм уведомления провинившегося абонента сделает сотрудничество с профессиональными взыскателями невозможным.
Авторы письма предлагают исключить из документа данное положение, а также предусмотреть возможность сообщить должнику о переуступке долга иными способами, в том числе по электронной почте. Ведь если проект будет внесен в правительство в нынешнем виде, а это предполагается сделать до конца весны, телекоммуникационным компаниям станет весьма затруднительно собирать долги абонентов, во всяком случае, с помощью коллекторских агентств. А «большая тройка» в последнее время как раз настроена на то, чтобы как можно больше работы с просрочкой передавать на аутсорсинг — с целью избавиться от непрофильной деятельности.
— Мы особо обеспокоены нормами законопроекта, которые возлагают обязанность об информировании должника заказным письмом с уведомлением о вручении. Реализация данных норм на практике увеличит затраты на работу с дебиторской задолженностью, — сообщила пресс-секретарь компании «МегаФон» Юлия Дорохина. — Как следствие, это повлияет на работу с портфелем мелких долгов, который передается коллекторским агентствам. Мы, безусловно, поддерживаем инициативу по введению иных, менее затратных способов информирования должника.
Сейчас телекоммуникационные компании в основном передают просрочку в работу коллекторам по агентской схеме (случаи продажи портфелей единичны).
— Мы взыскиваем долги совершенно законными способами — как сами, силами внутренней службы, так и сотрудничая с компаниями-коллекторами. Им долги мы передаем по агентской схеме, — сообщила пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева.
По ее словам, в случае принятия законопроекта в таком виде стоимость взыскания может значительно вырасти.
Гендиректор коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», председатель подкомиссии РСПП по коллекторской деятельности Елена Докучаева привела цифры, которые это подтверждают:
— Средняя сумма долга абонента оператора связи составляет 2,5 тыс. рублей, комиссия, которую агентство берет за взыскание, — 15—30%, а стоимость заказного письма — около 200 рублей.
Как считает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко, то, что письма, направляемые по обычной почте, должны вручаться абоненту лично либо под расписку, является чрезмерным и влечет за собой дополнительные затраты.
— Данная норма может привести к ухудшению условий обслуживания — операторы будут вынуждены отказаться от кредитных методов расчетов с абонентами, — опасается Кузьменко. — В комплексе мероприятий по взысканию задолженности только рассылка писем с уведомлением (37 рублей за письмо) обойдется в 2,5 раза дороже рассылки обычных писем (14 рублей), — говорит пресс-секретарь МТС.
В свою очередь коллекторам тоже не выгодно, чтобы расходы на уведомление должника о передаче долга легли на их плечи.
— В первую очередь это повлияет на размер агентской комиссии, которая будет пропорционально увеличена. Таким образом, взыскание небольших сумм с помощью коллекторов станет невозможным, — заключила Докучаева.
Представители Минэкономразвития заявили «Известиям», что письмо за подписью Александра Шохина получено и находится на рассмотрении. Первый зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник уверен, что аргументы операторов связи заслуживают внимания и их надо обстоятельно обсудить на всех уровнях.
Как рассказал «Известиям» Александр Шохин, рабочая группа по вопросам коллекторской деятельности была создана в РСПП год назад.
— Мы исходили из того, что необходимо законодательно прописать требования к этому виду бизнеса. Но версия законопроекта, которую разработало Минэкономразвития, по нашему мнению, не выполняет в полной мере данную задачу, — считает Шохин. — Получилось, что существенная часть уже сложившегося бизнеса не легализуется через определенные правила и требования, а, наоборот, фактически исключается.
Претензии телекоммуникационных компаний к проекту — далеко не единственные. Ряд его положений вообще могут свести деятельность коллекторов на нет. Одно из них гласит, что должник вправе потребовать от взыскателя прекращения с ним непосредственного взаимодействия. То есть коллектору, получившему соответствующее уведомление, больше нельзя будет звонить должнику и приходить к нему домой. Взыскатель сможет только отправлять письма по обычной или электронной почте, а также SMS-сообщения. Благодаря call-центрам взыскивается до 90% всей просроченной задолженности физлиц.
Юлия ПОЛЯКОВА