Новому российскому правительству в скором времени придется представить свою программу действий. Помимо уже готового доклада авторов «Стратегии-2020» в качестве информации к размышлению чиновники смогут использовать и предложения зарубежных экономистов, принимавших участие в работе над документом. Российскому правительству посоветовали ускорить приватизацию и меньше думать об инновациях.
Опубликованный на сайте экспертных групп сводный доклад о позиции зарубежных специалистов почти не уступает в объеме итоговой версии «Стратегии-2020». С самого начала работы над стратегией предполагалось привлечение не только российских, но и зарубежных экспертов. Иностранцы участвовали и в публичных конференциях, посвященных тем или иным аспектам стратегии, и в заседаниях рабочих групп, и в оценке результата.
Как и любые рецензенты, они отмечают масштаб проделанной всего за год работы и признают наличие политических рисков, которые могут затруднить исполнение правительством полученных от экспертов рекомендаций, особенно таких дискуссионных, как повышение пенсионного возраста или отмена экспортных пошлин на нефть. При этом западные ученые обращают внимание на противоречия между отдельными главами стратегии, на неясность тех или иных положений.
Например, известный польский экономист Марек Домбровский (в начале 90-х — один из советников гайдаровского кабинета) считает, что создание специальных институтов для улучшения инвестиционного климата, таких как омбудсмен по защите прав инвесторов, не лучший путь. Подобные структуры не смогут решить главную проблему — создание единых для всех правил ведения бизнеса. Слишком амбициозной кажется Домбровскому и цель формирования в Москве международного финансового центра. Более реальная постановка вопроса — центр для внутреннего рынка, который позволил бы российским компаниям размещать акции дома с такой же эффективностью, как за рубежом. Экономист сомневается и в совместимости рекомендации по снижению страховых взносов с заявленным в стратегии принципом бюджетной стабильности.
Профессор университета Джона Хопкинса и бывший первый вице-президент МВФ Энн Крюгер покритиковала команду «Стратегии-2020» за увлеченность инновациями. Время для них в России наступит после 2020 года, а пока стоит сосредоточиться на реализации конкурентных преимуществ российской экономики, связанных прежде всего с экспортом. Отчасти подобный подход разделяет и Жерар Роланд — профессор экономики университета в Беркли. Он считает, что как раз энергетику — ведущую отрасль России можно превратить в высокотехнологичную, если создать условия для взаимодействия энергокомпаний с научными центрами и венчурными фондами. Пока «документ излишне негативен к энергетическому сектору», считает Роланд.
С другой стороны, для поддержки инноваций России не обязательно слепо копировать западный опыт, полагает Джонатан Итон из Пенсильванского университета. По его мнению, столь популярная в российском экспертном сообществе идея превращения вузов в основные центры научных исследований вырвана из контекста. Наоборот, как раз советский опыт организации науки и образования, считает Итон, мог бы помочь стране реализовать свои преимущества в сфере человеческого капитала.
Россия не сможет повторить путь Индии и Китая — крупных развивающихся стран, ставших локомотивами мировой экономики, уверен Ричард Болдуин, профессор женевского Graduate Institute. Российский путь — либо продолжать экспортировать сырье, либо все же попытаться диверсифицировать экономику. Болдуин предлагает авторам стратегии сделать больший упор на урбанистике. Например, в принятой Нидерландами Стратегии развития до 2040 года основной упор сделан на городах, ведь именно они являются и очагами создания инноваций, и центрами притяжения для инвесторов. «Посмотрите на Лондон: он ничего не производит, но он очень привлекателен и конкурентоспособен по многим параметрам», — указывает Болдуин.
Уильям Меггинсон, профессор Университета Оклахомы и специалист в сфере приватизации, своими рекомендациями невольно участвует в дискуссии о темпах распродажи госактивов, которая сейчас идет в российском правительстве. Меггинсон разделяет общий настрой авторов стратегии на необходимость ускорения приватизации, но, как и вице-премьер Игорь Сечин, считает, что нефтегазовый сектор надо включать в программу приватизации на завершающем этапе, а начать с продажи пакетов акций госбанков.
Андрей ЛИТВИНОВ