Приток капитала в Россию возобновится после формирования правительства, сообщил сегодня новость первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Мы надеемся на это. Во всяком случае, аналитики говорят, что сразу после формирования нового правительства тенденция оттока капитала начнет меняться на приток, и вообще, что до конца 2012 года Россия будет переживать определенный инвестиционный бум. Но мы посмотрим», — сказал он. И добавил, что лично он будет делать для этого все.
Это не первая мантра финансовых властей на тему оттока капитала, который никак не сменится притоком. Например, в начале апреля первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев говорил, что приток возобновится после инаугурации. Еще раньше — в начале февраля — замминистра экономического развития Андрей Клепач обещал, что отток сменится притоком после президентских выборов. Примерно тогда же глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев предсказал мощный приток капитала после выборов. Пока ничего подобного не наблюдается — в первом квартале 2012 года отток составил $35,1 млрд. Для сравнения — в первом квартале прошлого года из страны утекло $19,8 млрд. И иностранные банкиры, в отличие от российских чиновников, ни о каком притоке в нынешнем году и слышать не хотят.
А в конце марта в Москве прошла очередная финансовая конференция под названием «Финансовые инновации». На сайте мероприятия говорится, что это важное событие с точки зрения модернизации и повышения конкурентоспособности отечественной финансовой отрасли. Любопытно посмотреть — хотя бы поверхностно — на подборку докладов, размещенных на сайте мероприятия. Берем первый — какую юрисдикцию выбрать для фонда. Дальше следует сравнительный анализ Мальты, Каймановых островов, Люксембурга и экзотического места под названием Curaçao (остров в Нидерландах). России нет. Смотрим дальше. Подробная презентация преимуществ швейцарской юрисдикции, с упоминанием уголовной ответственности за раскрытие банковской тайны. Налоговые режимы Гибралтара, подходящие для различных фондов. Далее — остров Мэн, Сингапур и Гонконг и, наконец, государство Лихтеншейн. И только одна презентация рассказывает о возможностях российской юрисдикции. Пока, как видим, вопросы модернизации российской финансовой системы сводятся к обсуждению преимуществ и недостатков различных офшоров.
Это, конечно, ничего не значит — отток капитала обуславливается далеко не наличием подходящих юрисдикций. Но происходящий процесс иллюстрирует довольно точно. Также, как его иллюстрируют разговоры о преждевременности допуска систем Euroclear и Clearstream на российский рынок — якобы, если разрешить им открывать счета номинального держания, фондовый рынок благополучно утечет за границу. Это, скорей всего, так и есть. Но фондовый железный занавес и чтение мантр — не единственный способ решения проблемы.
Елена ТОФАНЮК