За 2011 год ставки для малого и среднего бизнеса (МСБ) в сибирских банках подросли в среднем на 1—1,5%. Банкиры ссылаются на удорожание фондирования, вызванное проблемами на мировых рынках. Удорожание по цепочке коснулось большинства лизинговых организаций и факторинговых компаний. Как будут происходить процессы в дальнейшем? Этот вопрос стал предметом обсуждения на круглом столе «Растущий бизнес. Инструменты финансирования», который журнал «Эксперт-Сибирь» провел в рамках «Сибирского форума малого и среднего бизнеса».
Итог происходивших в течение года процессов — дешевых денег в экономике стало намного меньше. И коснулось это прежде всего сегмента МСБ. Корпоративный сегмент, нижняя граница которого в разных банках колеблется от 200 до 400 млн рублей годового оборота, признается надежным заемщиком и кредитуется под низкий процент. «Малышам» доверяют меньше, компенсируя степень риска более высокой ставкой. Крупный бизнес находит для себя кредиты чуть выше уровня инфляции — около 12%. Средняя ставка для сегмента МСБ в 2011 году находилась на уровне 15—15,5%. Микробизнес и стартапы кредитуются вообще под 20—21%.
Несмотря на все это, рынок кредитования МСБ в 2011 году, безусловно, вырос. В случае с крупнейшими игроками рынка речь идет о прибавке в пределах 15%. Те, кто в кризис кредитованием МСБ практически не занимался, наращивают портфель гораздо динамичнее (100—150%), впрочем, тут срабатывает эффект низкой базы. «Большинство кредитов в сегменте МСБ выдаются на пополнение оборотных средств. Суммы могут быть совершенно различными, но в среднем до 10 миллионов рублей. Хотя в 2011 году наметился небольшой рост спроса на инвестиционные кредиты», — говорит заместитель начальника управления малого и среднего бизнеса по работе с клиентами Сибирского филиала Промсвязьбанка Екатерина Агейкина.
Продуктов стало больше
Банкиры быстро отреагировали на растущий спрос и расширили продуктовую линейку. По словам Екатерины Агейкиной, Промсвязьбанк на сегодня предлагает девять специализированных под МСБ кредитных продуктов и три вида депозитов.
Внедряют новые продукты факторинговые и лизинговые компании. Первые традиционно воспринимались как спутник торговых сетей. Директор Представительства НФК в Новосибирске Руслан Агаев: «Главное отличие факторинга от кредита или лизинга в том, что факторинг используется при регулярных сделках с одними и теми же контрагентами, с отсрочкой платежа. Поэтому на сегодня он наиболее интересен торговым компаниям, особенно для расширения рынков сбыта в другие регионы России и за ее пределы. Но это далеко не единственное его применение. Сейчас мы активно работаем с отечественными производителями, факторинг используется как финансовое плечо для получения денег в промежутке от получения заказа до его выполнения и продажи товара с отсрочкой платежа».
Лизинговые компании в свою очередь стараются повернуть в свою сторону существующие налоговые преимущества. «Конечно, основной продукт лизинга сегодня — это техника: грузовики, автобусы, легковые авто. Но мы работаем и с лизингом коммерческой недвижимости, осуществляем сделки возвратного лизинга. Последний представляет собой процедуру передачи основных средств компании себе же в аренду через посредника — лизинговую компанию. При этом собственник этих средств (чаще всего недвижимости) получает ликвидность и возможность корректировки суммы начисляемых налогов, как и при любой другой лизинговой сделке», — говорит руководитель Сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг» Михаил Цыкунов.
Если прибавить к этому работу государственных фондов поддержки МСБ, микрофинансовых организаций, то складывается более чем благополучная картина — много денег хороших и разных. Портит картину только то, что к концу года деньги стали дороговаты, а качественных и не охваченных вниманием заемщиков становится все меньше.
Новые приоритеты
В этих условиях банки меняют акценты. Руководитель операционного офиса «Победа» Плюс-Банка Наталья Головачева: «Крупные клиенты в регионе практически полностью поделены между банками.
Конкуренции с лизингом и факторингом в микросегменте практически нет. «Преимуществ лизинга много, но они прежде всего касаются компаний, работающих на основной системе налогообложения. Сегодня мы предлагаем клиентам большое количество программ на льготных условиях финансирования. Предприниматели и предприятия, использующие специальные режимы налогообложения, могут получить лизинг без анализа финансовой отчетности. За счет получения лизинговой компанией значительных корпоративных скидок от поставщиков, возможности воспользоваться механизмом ускоренной амортизации, оперативности в принятии решения и отсутствия необходимости залогов лизинг является привлекательным финансовым инструментом для малого и среднего бизнеса», — говорит директор филиала «Новосибирский» лизинговой компании «УРАЛСИБ» Лариса Уварова. Факторинг и вовсе не будет связываться с единичными договорами микрокомпаний.
Поэтому на поле стартующего бизнеса банки практически не имеют себе конкурентов за исключением, конечно, региональных фондов микрофинансирования. Но здесь у банков есть свои преимущества. По словам исполнительного директора Фонда микрофинансирования Новосибирской области Александра Кангро, банки намного более гибко подходят к оценке заемщика. Цена такой лояльности кроется в размерах кредита, ставки и сроке. Если областной фонд предоставит кредит до миллиона стоимостью до 10% годовых максимум на год, то банк может предложить трехлетнюю программу в несколько миллионов рублей, но под 20—21%. В связи с жесткими требованиями фонда к заемщику большинству предпринимателей все равно предстоит обращение в банк.
«Размер ставок для бизнеса, который не имеет собственных активов, выше, чем для работающих достаточно давно на рынке предприятий, которые уже сформировали определенный собственный капитал, — говорит Екатерина Агейкина. — Но мы подходим очень гибко. Потому что задача каждого из банков — это не прибыль сегодня, а создание сбалансированного хорошего портфеля. Мы понимаем, что предприниматели будут расти вместе с нами, и всегда готовы идти на уступки для заемщиков с перспективными идеями».
Поддержка работает не для всех
Проблему отсутствия залогов можно было бы решить при помощи региональных фондов развития малого и среднего предпринимательства. В кризис эти институты как раз и создавались для решения проблем с залогами. За небольшую плату заемщик использует поручительство фонда в качестве залога, банк снижает риски и в ответ соглашается на низкую ставку (на сегодня 12% годовых, ставка рефинансирования ЦБ РФ плюс 4%). Но схема, к сожалению, срабатывает не для всех заемщиков. Начальник отдела кредитования МСБ Инвестторгбанка Ирина Битнер: «В случае с микрокредитами мы сталкиваемся с серьезными проблемами. У начинающего бизнесмена нет залога, и фонд готов предоставить поручительство клиенту. Если бы это была крупная компания, риски ниже, то проблем со ставкой в 12 процентов под поручительство не возникало бы. Но это малая компания, это высокорисковые вложения, и мы обязаны их компенсировать размером ставки. Мы не можем предоставить начинающей компании дешевый кредит. То есть именно малые компании по этой программе у нас пройти не могут, и мы пользуемся нашими стандартными продуктами».
По словам начальника отдела развития малого и среднего предпринимательства министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергея Паршикова, вопрос действительно уже поднимался. И есть несколько банков, которые с учетом существующих внутренних инструкций не могут работать по утвержденной схеме. И сейчас совет оценивает возможность введения для этих банков права на дополнительную комиссию. Впрочем, размер ее не будет превышать 1% от стоимости кредита. Кроме того, фонд намерен диверсифицировать свой портфель в пользу остальных игроков финансового рынка. Готовится положение о поручительствах при заключении лизинговых сделок. Параметры и условия работы пока не оглашаются.
Прогноз на 2012 год
Самый приятный для бизнеса прогноз на 2012 год — ставки будут снижаться. Исполняющий обязанности начальника отдела продаж малому бизнесу Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» Максим Беклемешев: «Мы прогнозоруем снижение ставок уже в краткосрочном периоде. Думаю, что это будет в ближайшие месяцы. Ситуация на внешних рынках выравнивается, поэтому уже можно об этом говорить». Вслед за крупными организациями по аналогичному пути пойдут и более мелкие игроки, но ставки вряд ли снизятся до рекордных отметок начала 2011-го.
Продуктов для микробизнеса будет становиться все больше. Возможно, произойдет смягчение условий у лизинговых компаний. После реализации потенциала отложенного спроса в 2011 году, который привел к взрывному росту лизингового портфеля, им предстоит искать новые ниши для бизнеса. И если многопрофильные компании могут сосредоточиться на сложном оборудовании, то специализированным игрокам на рынке лизинга транспорта придется обратиться к малым клиентам. При этом все финансовые организации будут компенсировать высокие риски стартапов высокими же ставками. Хотя некоторые уже задумываются о снижении самих рисков. Крупнейшие игроки предоставляют более доступные кредиты для покупателей франшиз своих партнеров. Логичным было бы появление бизнес-консультантов внутри банка, которые бы могли советовать предпринимателям в вопросах ведения бизнеса и сами искали бы новых микроклиентов — своего рода банковских ангелов.
Заместитель начальника управления малого и среднего бизнеса по работе с клиентами Сибирского филиала Промсвязьбанка Екатерина Агейкина:
— Банки сейчас предлагают много разных программ финансирования бизнеса. Какие продукты пользуются наибольшим спросом, на что вы делаете ставку в 2012 году?
— С помощью Промсвязьбанка любой бизнес может получить новые возможности для своего развития. Мы предлагаем девять вариантов кредитных продуктов для МСБ (как на пополнение оборотных, так и на приобретение новых средств), а также банковские гарантии. Традиционно востребованы кредитные линии и разовые займы на пополнение оборотных средств, растет популярность инвестиционного кредита и кредита под залог недвижимости со сроком возврата 5—10 лет. На настоящий момент Промсвязьбанк предлагает клиентам несколько продуктов микрокредитования. Это кредиты с минимальным пакетом документов, короткими сроками рассмотрения и упрощенным анализом бизнеса клиента. Кроме того, действует программа «кредит на кредит», которая позволяет рефинансировать текущую задолженность на более привлекательных для клиента условиях.
— По итогам 2011 года Промсвязьбанк поднялся на третье место в рейтинге «Эксперт РА» среди банков, работающих с МСБ. Не опасаетесь ли вы роста проблемного портфеля, насколько жестко подходите к заемщикам?
— Основная задача банка при оценке деятельности клиента — сделать максимально точную финансовую фотографию бизнеса на определенный момент, оперируя в большей степени управленческой отчетностью. Банки, кредитующие МСБ, за годы работы методом проб и ошибок выработали определенные критерии оценки финансового состояния бизнеса. Если раньше превалировал субъективный подход и многое зависело от компетенции конкретного менеджера, то сейчас этот опыт уже более или менее изучен и оцифрован в виде кредитных правил. По опыту могу сказать, что стопроцентный скоринг в сфере МСБ может быть эффективен только по сравнительно небольшим суммам кредитов — до двух-трех миллионов рублей для оценки относительно небольших предприятий. Во всех остальных случаях результаты скоринга могут носить рекомендательный характер, но окончательное решение должно приниматься с учетом анализа ряда дополнительных факторов, которые зачастую не поддаются оцифровке: такие как отношения между учредителями, позиция на рынке, деловая репутация, условия и специфика расчетов с контрагентами.
— Насколько высока на сегодня лояльность ваших клиентов, какие дополнительные услуги вы им оказываете?
— Безусловно, особое внимание уделяется действующим клиентам банка. Сегодня в банке разработана программа лояльности, которая позволяет финансировать клиентов по сниженным процентным ставкам. Но работа с предпринимателями это не только кредитование. В этом смысле Промсвязьбанк ставит перед собой задачу обеспечить малому бизнесу качественный сервис в области расчетно-кассового обслуживания, дистанционного управления расчетным счетом через интернет-банк, депозитных продуктов, консалтинга — это также необходимо и востребовано малым бизнесом. В этом году мы планируем при сохранении набранных темпов в кредитовании сконцентрироваться на развитии «сопутствующих» продуктов и стать полноценным супермаркетом банковских продуктов и услуг для малого бизнеса. И в этом есть определенный смысл: получая все услуги в одном месте, предприниматели минимизируют финансовые и временные затраты. Как известно, они работают практически 24 часа в сутки, и если мы подарим им дополнительное время за счет удобства и качества нашего обслуживания, значит, для них мы будем лучшим банком-партнером.
Станислав МЕЛЬНИКОВ