На фоне ужесточения требования к минимальному размеру капитала банков (с января 2012 года этот показатель вырос с 90 до 180 млн рублей) и страховых компаний (с этой же даты он увеличился в 4 раза) правильно было бы повысить эту планку и для инвестиционных компаний. Такое мнение высказал замминистра финансов России Алексей Саватюгин.
«Логично было бы поднять дискуссию о новых требованиях к капиталу профессиональных участников фондового рынка. Их можно дифференцировать, но повышение требований к капиталу и к качеству этого капитала — это очень важно», — заявил Саватюгин.
С 2015 года минимальный размер капитала российских банков должен быть увеличен до 300 млн рублей с нынешних 180 млн рублей. В марте этого года министр финансов Антон Силуанов предложил поднять минимальный размер капитала банков после 2015 года до 1 млрд рублей.
Замминистра финансов встал на защиту страховщиков: он считает требования Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) к страховым компаниям избыточно жесткими.
С начала 2012 года минимальный уставный капитал компаний, специализирующихся на общем страховании, должен составлять 120 млн рублей, для компаний, занимающихся страхованием жизни — до 240 млн рублей, для обществ, работающих в секторе перестрахования рисков — 480 млн рублей.
При этом требования ФСФР к капиталу профессиональных участников фондового рынка он назвал слишком либеральными. «Профучастники несут не меньшую ответственность перед своими клиентами, чем страховые компании», — заявил Саватюгин.
Мелкие компании уйдут с рынка
Специалисты, работающие на фондовом рынке, отмечают, что идея повышения капитала инвесткомпаний не нова и укладывается в общую тенденцию укрупнения игроков финансового рынка. Но при этом они считают, что и большие суммы капитала не всегда означают, что обладающие им компании успешно работают и в полной мере ответственны перед своими клиентами.
В целом тренд на повышение минимальных требований к капиталу правильный, так как в банковской сфере это позволит сократить избыточное число банков за счет тех, кто сейчас занимается околобанковской деятельностью, считает начальник управления инвестиций УК «Райффайзен Капитал» Игорь Кобзарь. Он отмечает, что крупным инвестиционным компаниям требование повышения капитала ничем не грозит, но при этом укрупнение заставит уйти с рынка ряд непрозрачных компаний.
Старший портфельный управляющий УК «Флеминг Фэмили энд Партнерс» Федор Бизиков полагает: «Видимо, заглядывая лет на пять вперед, власти стараются укрепить собственную финансовую инфраструктуру перед тем, как после вступления в ВТО Россия будет вынуждена снять запрет на вход на наш рынок глобальных финансовых игроков».
Наличие большого уставного капитала — это не панацея для правильного ведения бизнеса, к тому же этот капитал может быть «нарисован», и в этом смысле не принципиально, сколько его рисовать — 10 или 100 млн рублей, скептически настроен аналитик ИК «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин. По мнению эксперта, более цивилизованным и работоспособным вариантом является страхование профессиональной ответственности участников рынка и страхование других актуальных для фондового рынка рисков. Введение же слишком жестких требований к капиталу поставит излишние барьеры для входа на рынок новых игроков и приведет к снижению конкуренции, уверен собеседник BFM.ru.
Для профучастников фондового рынка важно, чтобы процесс повышения капитала был прозрачен и происходил постепенно, отмечает Игорь Кобзарь. Регулятором должны быть озвучены четкие уровни капитала и сроки перехода к ним — это позволит небольшим, но рыночным компаниям, желающим остаться в игре, выстроить план своего развития, чтобы соответствовать предъявляемым к ним требованиям.
Елена ГОСТЕВА