Как стало известно «Маркеру», Центробанк может обязать банки перевозить наличные средства в специальных кассетах, которые при несанкционированном воздействии окрашивают банкноты. «Неплохо было бы отрегулировать этот вопрос на законодательном уровне», — сообщил «Маркеру» первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский. По его словам, регулятор уже обращался с данной инициативой в Ассоциацию российских банков, «но понимания не нашел». Кредитные организации считают, что подобная практика повлечет немалые расходы, ведь один контейнер с кассетами обходится в €3—5 тыс. Сейчас единственным игроком на рынке, который перевозит наличные в специальных кассетах, является Сбербанк. Кредитная организация развивает подобную практику с конца прошлого года.
Взрывная спецкраска
Контейнеры, в которые помещаются кассеты, — разработка шведской фирмы Security Qube System AB. В Европе они применяются уже 20 лет, а в некоторых странах инкассаторы даже не носят с собой оружие и не ездят на броневиках. В Сбербанке со временем тоже не исключают такой возможности. Специальный бокс с кассетами реагирует на девять разных видов воздействия: сильные удары, взлом, распил, сверление, прожигание и температурные колебания, охлаждение различными жидкостями (например, азотом), выстрелы, взрывы, воздействие химическими жидкостями. При любом из перечисленных обстоятельств внутри сейфа срабатывают небольшие взрывные устройства, которые выбрасывают перманентную несмываемую краску прямо на пачки банкнот. После этого купюры не примут ни в одном банке, магазине или обменном пункте, банкомате или терминале. Их может принять только Центробанк, причем только от банка — перевозчика наличности.
«Банк должен проинформировать регулятора и предоставить ему соответствующую форму с указанием деталей происшествия. Во всех других случаях банкноты считаются ничтожными», — говорит первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский. «Поэтому кража денег у инкассаторов теряет всякий смысл. Зачем теперь красть деньги, если ими будет невозможно воспользоваться?» — заявил «Маркеру» сотрудник службы инкассации Сбербанка.
Тем не менее нельзя исключить, что окрашенные купюры мошенники могут использовать через банкоматы с функцией приема наличных (cash-in). В ЦБ об этом знают. «Обращаюсь к банкам. Если вы не хотите попасть в данную ситуацию, оснащайте свои банкоматы приемными устройствами со специальными датчиками (в данном случае — датчик образа). Поврежденная банкнота не должна приниматься банкоматами. Если вы экономите на оснащении своих технических устройств, вы несете другие издержки, это логично. А вопрос перевозки наличных в боксах нужно решать на законодательном уровне», -заявил Лунтовский на одной из банковских конференций. Лунтовский сообщил, что обращался с данным предложением к АРБ, но встретил критику ее главы Гарегина Тосуняна. «Он сказал — не лезьте в наши издержки. Мы сами знаем, где нам терять, а где нам находить», — вспоминает представитель ЦБ.
Сам Тосунян сообщил «Маркеру», что приветствует инициативу Лунтовского, но только в качестве предложения банкам, дающего им право выбора: обезопасить себя дополнительно с помощью кассет или не делать этого. Тосунян отмечает: «Не хотелось бы, чтобы кредитным организациям навязывали услуги монополиста на рынке специализированных кассет Security Qube System AB. Пока действия регулятора можно понять именно так. Банки сами должны оценивать свои риски».
«Подкрасить» за 3—5 тыс. евро
В «Росинкасе», лидере на рынке инкассации, «Маркеру» сообщили, что если законодательно эта инициатива не будет прописана, боксы компания закупать не будет: «Это очень дорогостоящее оборудование, покупка которого приведет к удорожанию тарифов для наших клиентов, чего бы не хотелось. Во многих странах мира уходят от краски и переходят к клею. Окрашенные банкноты некоторые банкоматы и терминалы принимают, когда же банкноты залиты клеем, их невозможно никуда сдать. Но их, в свою очередь, трудно предъявить Центробанку для обмена».
В Абсолют Банке также прогнозируют рост затрат в случае введения практики перевозки наличности в кассетах. «Издержки для таких внедрений потребуются колоссальные: компания — производитель кассет не имеет официального дилера в России и по любым, в том числе сервисным, вопросам банкам придется обращаться за границу. Кроме того, сами по себе такие кассеты весьма дорогостоящие, — говорит руководитель службы безопасности Абсолют Банка Виктор Новиков. — Важный вопрос — мир не знает ни одного технического устройства, которое бы рано или поздно не дало технического сбоя. Только в данном случае технический сбой будет означать срыв инкассации или испорченный банкомат, а значит, значительные дополнительные непредвиденные издержки. К тому же пока не существует проработанной и детальной процедуры обмена испорченных денег при случайном срабатывании устройства».
Начальник управления кассовых операций Альфа-банка говорит, что пока кредитная организация не планирует перевозить наличные в кассетах: «Мы изучаем опыт других банков в данной области. У нее помимо плюсов есть минусы — например, непроизвольное срабатывание устройства и окрашивание купюр соответственно».
В Транскредитбанке говорят, что окрашенные купюры скоро станут головной болью всех банков из топ-30, принимающих наличность, и, несмотря на издержки, проблему нужно решать. «Мошенники понесут деньги в банкоматы, в их устройства могут попасть окрашенные банкноты», — говорит начальник управления кассовых операций Олег Чибисов. В «Стройкредите», напротив, инициативу регулятора поддерживают. «Наш банк, безусловно, будет перевозить наличные в специальных контейнерах, если это будет экономически целесообразно. И если будет решена проблема принятия окрашенных купюр», — говорит вице-президент банка «Стройкредит» Александр Филиппов.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ