Темпы кредитования малого бизнеса в России неуклонно снижаются. Об этом вчера заявила глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина. Если в 2010 году рост выданных предпринимателям банками кредитов был 24%, то в прошлом году он составил лишь 17,2%. Почти треть бизнесменов испытывают трудности с получением заемных средств
При том, что сектор малого бизнеса дает работу 19 миллионам человек и почти четверть выручки всех предприятий в стране, ситуация с кредитованием предпринимателей, по оценке Набиуллиной, является «тревожной». Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12% годовых, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%. В большинстве же случаев мелкие коммерсанты могут рассчитывать на кредит стоимостью минимум 20—24% годовых, и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей. А вот с этим как раз у многих проблемы.
Как сказала «НИ» генеральный директор микрофинансовой компании Татьяна Юрина, более трети предпринимателей, работающих в сфере торговли, испытывают постоянные сложности с финансированием. При этом они не могут получить кредит в банке
Опрос, проведенный компанией на крупнейших оптовых и розничных рынках в 30 городах России, показал, что главным минусом кредитования в банке 50% респондентов считают бумажную волокиту, необходимость залога отталкивает 22% предпринимателей, а длительные сроки оформления являются негативным фактором для 17% опрошенных. Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года.
Ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие — до 50 тыс. долл. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28—30% годовых в рублях), сроки ограниченные — как правило, не превышают 1,5 года.
«Зная, что с предприятий с проблемным залогом вряд ли что можно будет взять в качестве платы по выданному кредиту, банки часто предпочитают не брать на себя дополнительные риски», — сообщила «НИ» аналитик инвестиционной компании Екатерина Кондрашова.
Показателем неблагополучия малого бизнеса является то, что молодежь сейчас идет туда неохотно. Обобщенный портрет отечественного предпринимателя, работающего в сфере торговли, показывает, что, как правило, это женщина от 30 до 40 лет. Всего 22% опрошенных принадлежат к возрастной группе от 20 до 30 лет. При этом почти 70% респондентов имеют лишь одну торговую точку, что ставит бизнес под угрозу банкротства в случае ее закрытия.
Сергей ПУТИЛОВ