Руководители Банка Японии, в отличие от коллег из Федеральной резервной системы США, решили увеличить объем выкупа активов на рынке, чтобы поддержать экономику и побороть неотступающую дефляцию.
Банк Японии увеличил объем выкупа на 5 трлн иен ($61,7 млрд) до 70 трлн иен ($868 млрд). Он также сохранил базовую процентную ставку на уровне 0—0,1%. «Банк Японии ожидает, что вкупе с эффектом от принятых ранее мер сегодняшнее решение еще больше смягчит денежную политику, позволит в большей степени обеспечить возвращение экономики Японии на путь устойчивого роста и ценовую стабильность», — говорится в его заявлении.
В феврале Банк Японии удивил участников рынка, увеличив программу выкупа активов на 10 млрд иен ($124 млрд) и установив четкую цель по инфляции — 1%. Это спровоцировало падение курса иены, который в последние годы укреплялся, подрывая позиции японских экспортеров на мировом рынке.
В марте прошлого года курс иены достиг рекордного максимума к доллару США со времен Второй мировой войны — 76,36 иены, и страны «большой семерки» впервые более чем за 10 лет провели совместные интервенции, чтобы его ослабить; затем в августе Банк Японии снова активно вмешивался в ситуацию на валютном рынке. Но добиться значимого снижения курса не удается. После падения в феврале иена в марте снова стала укрепляться. Сегодня, через час после объявления Банка Японии, она снизилась на 0,4% до 81,23 иены/$. Фондовый индекс Nikkei 225 подскочил более чем на 1%, но по итогам торгов закрылся снижением на 0,4% до 9,520,9 пункта.
Аналитики, в целом, ожидали увеличения программы выкупа. «Не предпринять сегодня никаких действий — такого варианта не было», — говорит Сого Фудзита, главный стратег по рынку японских облигаций Bank of America Merrill Lynch (цитата по Financial Times). Согласно опубликованным сегодня данным, промышленное производство выросло меньше, чем ожидалось — всего на 1% в марте по сравнению с февралем, при этом производители заявили в ходе опроса, что намерены в мае сократить выпуск на 4,1%. Производители все еще крайне осторожно оценивают перспективы экспорта, отметил Такуджи Окубо, главный экономист по Японии Societe Generale, и стране по-прежнему придется полагаться на внутренний спрос как на основной источник роста.
Опубликованные данные по инфляции оказались немного лучше — совокупный индекс потребительских цен в стране вырос в апреле на 0,5% в годовом исчислении. Однако базовая инфляция (без учета цен на энергоресурсы и продукты питания) в Токио упала на 1%, после мартовского снижения на 0,9%. Япония не может избавиться от дефляции уже два десятка лет — после того, как в 1989—1990 гг. лопнули пузыри на рынке недвижимости и фондовом рынке. Экономика с тех пор также, в целом, пребывает в стагнации.
Банку Японии все же удалось удивить аналитиков — он объявил, что в рамках программы выкупа активов увеличит объем покупок государственных облигаций на 10 трлн иен. Также он увеличит на 200 млрд иен покупку биржевых фондов (ETF) и на 100 млрд иен — фондов недвижимости (REIT).
Кроме того, ЦБ решил увеличить срок выкупаемых гособлигаций с двух до трех лет, чтобы сильнее снизить долгосрочные рыночные процентные ставки. Это напоминает операцию «Твист», которую реализует ФРС США — меняет гособлигации на сумму $400 млрд в своем портфеле с краткосрочных на долгосрочные, заявил The Wall Street Journal Хидео Кумано, главный экономист Dai-ichi Life Research Institute.
ФРС по итогам заседания в среду объявила, что продолжит реализацию операции «Твист» до ее истечения в конце июня, однако увеличивать программу выкупа активов она пока не намерена, потому что ожидает дальнейшего улучшения ситуации в экономике. Тем не менее, заявил затем на пресс-конференции председатель ФРС Бен Бернанке, американский ЦБ готов при необходимости предпринять дополнительные действия для поддержки экономики. Напомнив о предпринятых ранее мерах по смягчению денежной политики, таких как поддержание практически нулевых процентных ставок и выкуп облигаций, Бернанке заявил: «Эти инструменты остаются полностью в нашем распоряжении, и мы, не колеблясь, применим их, если экономике потребуется дополнительная поддержка».
«Мы считаем, что ФРС пойдет на третий раунд количественного смягчения только при условии очень сильного ухудшения макроэкономической ситуации в США или при реализации худшего сценария в Европе. Это значит, что новые доллары от ФРС будут только после падения рынка и роста курса доллара, а не до, в качестве превентивной меры», — считает управляющий директор «Арбат капитала» Александр Орлов.
Михаил ОВЕРЧЕНКО