В начале 2000-х годов для входа на рынок коллективных инвестиций сложились низкие административные барьеры. Это привело к бурному росту числа управляющих компаний, количество которых удваивалось каждый год, некоторые вообще создавались «на всякий случай». Однако это ведет не к стабильности финансовой системы, а к росту числа дефолтов и банкротств. Высокие же барьеры снижают конкуренцию и могут вытеснить ряд финансовых услуг в «серую», нерегулируемую зону. Поэтому нужно найти золотую середину.
Сейчас в России сокращается количество управляющих компаний и наблюдается повышение концентрации бизнеса. На фоне сохраняющейся высокой конкуренции в отрасли это позитивное явление. Большинство управляющих компаний остаются прибыльными, хотя рентабельность их бизнеса в последние годы снижается. Это связано с проблемами притока новых денег инвесторов в открытые и интервальные фонды, низкими тарифами вознаграждений за управление пенсионными накоплениями, а также волатильностью доходности ПИФов.
Снижение доходности и неопределенность на рынке приводят к тому, что в сфере коллективных инвестиций мы наблюдаем отток средств частных инвесторов из открытых ПИФов в менее рискованные активы. Прежняя модель роста, основанная на привлечении новых клиентов с преимущественно краткосрочными спекулятивными стратегиями инвестирования, себя исчерпала. Но нынешняя низкая доходность — это объективный фактор, обусловленный ситуацией на глобальном и внутреннем финансовом рынке.
В России есть предпосылки для дальнейшего роста, за последнее десятилетие вырос средний класс, составляющий 15—20% населения, на долю которого приходится около 40% доходов. По данному критерию наша страна является одним из лидеров среди развивающихся и стран БРИК. Рост среднего класса должен стать уникальным преимуществом, которым Россия может воспользоваться для развития отрасли коллективных инвестиций, так как представители среднего класса являются основными инвесторами в паевые фонды во всем мире.
Развитию коллективных инвестиций могли бы способствовать ряд мер. В частности, это создание сети продаж паев ПИФов по примеру финансовых супермаркетов, кроме того, нужно обеспечить возможность первичного приобретения паев на бирже. Для этого нужны согласованные решения по созданию централизованной инфраструктуры для дистрибуции паев. Именно по такому пути шли США и Европейский союз, создавая системы Fund/Serv в США, Festima+ в Clearstream и аналогичную систему при Euroclear. Также необходимо развивать биржевые паевые инвестиционные фонды (ETFs). Они позволяют инвесторам при низких транзакционных издержках приобретать на бирже инвестиционные паи. Сегодня почти треть биржевых оборотов со всеми финансовыми инструментами на NYSE приходится на паи ETFs.
Нужно расширять инструменты инвестирования средств пенсионных накоплений. Международные пенсионные фонды инвестируют миллиарды долларов в акции таких российских компаний, как «Газпром», «Сургутнефтегаз», РЖД, ВТБ, «Роснефть», а российским пенсионным фондам это запрещено. В США в каждом пенсионном долларе 63 цента составляет инвестиционный доход. В российской пенсионной модели все иначе: чиновники отвечают за то, чтобы была любая положительная доходность и минимум возможностей для инвестирования в акции. Чиновникам важнее не потерять рабочие места, которых они могут лишиться при коррекции на рынке, нежели будущие доходы пенсионеров. Поэтому у нас сегодня только 11% пенсионных средств вложены в акции, а в мире этот показатель составляет 51%. Запрещено в России инвестировать пенсионные деньги и в ПИФы, хотя в мировом масштабе этот показатель составляет 32%. Нужно учиться доверять людям.
Мы расцениваем позитивно появление пенсионного индекса на бирже. Сейчас мы собираем предложения, и дальнейшей нашей целью будет создание индекса или субиндексов, учитывающих все 12 возможных инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений. Этот продукт можно будет предложить регулятору в качестве модели бенчмарка.
Это первый ориентир для управляющих, который будет стимулировать всю пенсионную индустрию к получению максимально возможного дохода. На сегодняшний день в системе негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных накоплений еще остаются штампы мышления распределительной пенсионной системы, в основе которой принципы собрать, не потерять и поделить между всеми — это в корне неправильно и неперспективно. Основная задача пенсионной системы — приумножение средств будущих пенсионеров.
Как нашу общую победу, и в немалой степени средств массовой информации, можно назвать появление проекта приказа по разнесению реального инвестиционного дохода, полученного в процессе управления средствами пенсионных накоплений, по счетам будущих пенсионеров. Это свидетельствует, что отрасль и регуляторы становятся мудрыми и ответственными.
Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Автор — глава Национальной лиги управляющих