Мы верим, что баланс сил в глобальной экономике в обозримом будущем полностью изменится. Появление новых «рынков роста» (Growth Markets), которое мы сейчас наблюдаем и многие из которых до сих пор называют развивающимися рынками, приведет к существенному росту благосостояния в этих странах.
Позвольте мне сначала привести несколько простых примеров с цифрами. По расчетам департамента экономической аналитики банка Goldman Sachs, пять крупнейших экономик мира в 2050 г. будут состоять из четырех стран BRIC — Бразилии, России, Индии и Китая — плюс США. Наши эксперты ожидают, что к 2050 г. совокупный ВВП стран группы Next-11, в состав которых Goldman Sachs в 2005 г. включил Мексику, Южную Корею, Индонезию, Турцию, Иран, Египет, Нигерию, Бангладеш, Пакистан, Филиппины и Вьетнам, превзойдет ВВП США и будет вдвое превышать ВВП Евросоюза. Эти цифры дают нам возможность увидеть один из самых масштабных сдвигов в балансе сил в мировой экономике. Преимущество переходит от стран «большой семерки», которые исторически доминировали на мировой арене, к динамически развивающимся странам Азии. Рассмотрев движущие силы этого явления более подробно, мы сможем лучше понять этот процесс роста.
Мощный общемировой экономический рост
Один из ключевых факторов преобразований, идущих сейчас на мировых рынках, — то, что в течение нескольких лет мы ожидаем увидеть общемировой экономический рост, темпы которого будут выше средних. По оценке Goldman Sachs, мировая экономика будет расти в среднем на 4,3% в год до конца этого десятилетия. Такой темп роста существенно выше среднего за последние три десятилетия. Мы полагаем, что четыре страны BRIC и другие «рынки роста» станут главной движущей силой, обеспечивающей высокий уровень мировой экономической деятельности. Сейчас сложился консенсус, что темпы роста в странах BRIC со временем, вероятно, снизятся. Кроме того, сам термин «рынки роста» не должен наводить нас на предположение о том, что экономика этих стран будет расти каждый год. В будущем эти страны будут проходить через различные стадии экономического цикла — как и все другие. Однако номинальный объем экономики, созданной странами BRIC, в сочетании с высокими темпами роста в странах Next-11, задаст мощный импульс, способствующий высоким темпам общемирового экономического роста. Доля «рынков роста» в увеличении мировой экономики будет очень высокой. По самым свежим прогнозам, восемь «рынков роста», которые Goldman Sachs Asset Management определяет как четыре страны BRIC плюс четыре сильнейшие страны из Next-11 (Мексика, Индонезия, Южная Корея и Турция), между 2011 г. и 2020 г. создадут прирост экономики общим объемом свыше $15 трлн.
Если мы посмотрим дальше в будущее, то эти исторически важные изменения становятся видны еще лучше. Сейчас, конечно, невозможно точно предсказать экономическое развитие стран мира до 2050 г. — тенденции, которые уже сейчас проявляют себя, с высокой долей вероятности приведут к скачкообразным изменениям. Почти все «рынки роста» имеют позитивную демографическую ситуацию и в силу этого должны в будущем успешно справиться с задачей существенного повышения производительности труда, что изменит модель этих экономик. Многие эксперты сейчас ожидают, что в течение нескольких следующих десятилетий экономический рост во многих странах Азии будет определяться увеличением молодого городского среднего класса, обладающего существенной покупательной способностью, а также спросом этой группы населения на потребительские товары и предметы роскоши. Кроме того, потребительское поведение на развивающихся рынках, вероятно, станет для нас существенно более важным фактором. Определяющим импульсом экономического развития этих стран перестает быть низкозатратное производство товаров на экспорт, на передний план выходит рост спроса на внутренних рынках. Goldman Sachs Asset Management полагает, что восемь «рынков роста» даже без учета других стран способны увеличивать общемировой объем потребления на дополнительные $800 млрд в год до 2025 г.
Снижается неравенство доходов
По нашим оценкам, совокупная покупательная способность стран BRIC сравняется с покупательной способностью всей еврозоны в течение следующих двух-трех лет, а затем страны BRIC обгонят США, став самым большим рынком потребления в мире. Мы верим, что этот рост также приведет к существенному изменению в среднедушевом доходе. В 2050 г. страны G7 по-прежнему останутся самыми богатыми в мире, но неравенство доходов существенно сократится. По текущим оценкам, к 2050 г. среднедушевой доход в России и Корее будет лишь немного отставать от среднего значения по еврозоне. К тому времени Бразилия сможет стать богаче Китая, а Нигерия, страна с самым большим населением в Африке, возможно, догонит Индию. Мы ожидаем, что наибольший рост среднедушевых доходов произойдет в Бангладеш, Пакистане и Вьетнаме. Весьма вероятно, что во Вьетнаме к 2050 г. он вырастет с нынешнего уровня в 17 раз. Развитие потребления станет важной инвестиционной темой этого десятилетия.
Конечно же — и регулярно проводимые саммиты руководителей стран BRIC уже дают нам пример этого — многие страны с развивающейся экономикой базируют свои устремления к мировому лидерству на успехе своих экономических моделей (и повышении уровня благосостояния народа). Большинство этих стран стремятся улучшать свои системы государственного и корпоративного управления. Компании из Индии, Южной Кореи и Китая уже вышли на тот уровень, когда некоторые из них можно назвать действительно глобальными брендами. У них есть торговые марки и товары, которые у потребителей во всех странах мира ассоциируются с высоким качеством. Эти компании входят в число самых успешных на тех рынках, где они работают.
По нашему мнению, преобразования в этих странах в среднесрочной перспективе изменят также и поведение многих инвесторов. Динамично растущие страны мира будут становиться все более и более реальной альтернативой для инвесторов, желающих покинуть развитые рынки (с их стабильно низкими темпами роста, высоким соотношением долга к ВВП и стареющим населением). Даже несмотря на то, что многим из развивающихся «рынков роста» для достижения описанных выше успехов нужна стабильность, их потенциал впечатляет, и у них есть хорошие шансы на достижение прогнозируемых показателей роста.
Джим ОНИЛ
Автор — председатель правления Goldman Sachs Asset Management