Перспектива создания европейского рейтингового агентства на базе консалтинговой компании Roland Berger становится реальностью: деньги на его создание могут быть найдены уже нынешней осенью. Автор озвученной год назад концепции Маркус Кралль уже подал в отставку со своей должности старшего консультанта в Roland Berger, чтобы занять место управляющего нового конкурента «большой тройки».
Всего лишь полторы недели назад из Roland Berger сообщали, что консалтинговая компания твердого согласия от предполагаемых сооснователей на финансирование будущего европейского рейтингового агентства так и не получила. Новость породила сомнения в том, что проект вообще жизнеспособен. Однако теперь ситуация кардинально изменилась. Официальный представитель Roland Berger заявил о наличии конкретных подтверждений участия в финансировании на общую сумму свыше 130 млн евро. В случае если на счета агентства поступят средства в размере 150—200 млн евро, то оно уже сможет начать свою деятельность. Остальные деньги будут собраны позднее, отметила представитель Roland Berger. В свое время Маркус Кралль говорил, что необходимый стартовый капитал должен быть не менее 300 млн евро.
Деятельность нового европейского рейтингового агентства должна стать более прозрачной, чем работа большой американской «тройки» — Standard & Poors, Moodys и Fitch, которые регулярно подвергаются критике ввиду их монопольного положения, потенциальных конфликтов интересов и снижения суверенных рейтингов многих государств зоны евро.
В принципе ранее предполагалось, что одним из достоинств нового рейтингового агентства, в отличие от практики «большой тройки», должно стать то, что оплачивать его деятельность станут инвесторы, а не компании, чью кредитоспособность оно оценивает. Официально данный подход остается в силе, однако, по всей вероятности, на начальном этапе своей работы новое агентство все же будет брать плату и с рейтингуемых. По словам представителя Roland Berger, введение альтернативной модели оплаты возможно лишь тогда, когда в Евросоюзе появятся соответствующие рамочные условия регулирования. Между тем перспектива того, что это случится в скором будущем, пока не просматривается.
Перевод Александра ПОЛОЦКОГО