Сбербанк, продававший своим клиентам преддефолтные бумаги, получил от ФСФР предписание об устранении последствий нарушения закона «О рынке ценных бумагах». Эксперты говорят, что проблему конфликта интересов между брокером и клиентом надо решать комплексно на законодательном уровне.
Как стало известно РБК daily, ФСФР выдала Сбербанку предписание об устранении последствий нарушений законодательства о ценных бумагах. Перед этим служба провела проверку брокерской деятельности Сбербанка по продаже физлицам облигаций компаний «Севкабель-Финанс» и «Глобус-Лизинг-Финанс». ФСФР установила, что кредитная организация при совершении этих сделок действовала «при наличии конфликта интересов» между имущественными интересами Сбербанка как профучастника и своими клиентами — покупателями облигаций.
Проверка началась после того, как пострадавшие инвесторы написали несколько коллективных жалоб в правительство, которые были переадресованы в ФСФР. В жалобах сообщалось, что у Сбербанка был большой пакет «мусорных» облигаций и банк сбросил их неквалифицированным клиентам, так как знал о преддефолтном положении компаний (см. РБК daily от 02.04.12).
Адвокат Дмитрий Климчук, занимающийся спорами по «Севкабелю» и другим эмитентам, допустившим дефолт, говорит, что постановлением ФКЦБ (предшественница ФСФР. — РБК daily) от 1998 года установлено, что при конфликте интересов приоритет должен быть отдан клиенту, а не собственной выгоде профучастника. При нарушении этого правила согласно закону «О рынке ценных бумаг» брокер несет персональную гражданско-правовую ответственность перед клиентом. «Предписание ФСФР, выданное Сбербанку, должно изменить ситуацию вокруг «Севкабель-Финанс» и «Глобус-Лизинг-Финанс». Однако пока не сложится судебная практика по разрешению споров при наличии конфликта интересов, владельцам облигаций и дальше будет сложно отстаивать свои права и получать возмещение по причиненным убыткам», — говорит Дмитрий Климчук. Он замечает также, что, учитывая положение Сбербанка, нереально представить, что ФСФР лишит его лицензии или ограничит его работу на рынке ценных бумаг, а значит, нарушения и дальше могут продолжиться.
Партнер юридической компании «Линия права» Андрей Новаковский отмечает, что в своих предписаниях ФСФР вправе требовать прекращения нарушения законодательства или принятия мер, направленных на предотвращение правонарушений в будущем. Однако, по его мнению, требование ФСФР об «устранении последствий правонарушения» не вполне понятно.
Председатель совета Финпотребсоюза, экс-глава ФКЦБ Игорь Костиков говорит, что вопрос конфликта интересов пока еще слабо урегулирован в России. По его мнению, в данном случае есть нарушение интересов клиента и моральных норм, но нарушения законодательства нет. «Необходимо комплексное решение проблемы, так как Сбербанк — это далеко не единственный случай. Финансовые институты часто списывают некачественные активы не в интересах клиентов», — добавляет Игорь Костиков.
В Сбербанке на вопрос РБК daily о том, будет ли он исполнять предписание службы, от ответа решили воздержаться. В ФСФР получить комментарий не удалось.
Антон ВЕРЖБИЦКИЙ