ФСФР выступает за консолидированный надзор за финансовыми холдингами, доля банковских услуг в которых составляет менее 40%, также служба хочет контролировать эмиссии акций банков. Если это произойдет, то между ЦБ и ФСФР может встать вопрос о том, как делить контроль за банками.
В докладе ФСФР для президентского совета по развитию финансовых рынков служба предлагает наделить ее функциями консолидированного надзора в отношении финансовых групп, имеющих в составе холдингов банки, страховые компании и другие финансовые компании рынков капитала, так как нынешний надзор является фрагментарным и неоперативным, передает Прайм.
В службе считают, что если ЦБ надзирает за группами с долей банковской деятельности не менее 40%, то ФСФР неплохо бы получить такие же полномочия в надзоре за группами, имеющими долю ниже 40%. Также в докладе отмечается, что в долгосрочной перспективе целесообразно рассмотреть возможность объединения консолидированного надзора на финансовом рынке с банковским надзором.
Экс-глава ФСФР, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин говорит, что эта идея имеет право на жизнь, так как небанковская финансовая компания будет консолидированно предоставлять отчетность в ФСФР. По мнению же заместителя гендиректора «Эксперт РА» Павла Самиева, у ФСФР нет соответствующей компетенции надзора за банками и вряд ли она сможет оценить риски. «Оценить показатели можно по активам, но вопрос в том, как сравнить банки и страховщиков с брокерами, УК и НПФ», — говорит
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян выступает за то, чтобы контроль за банковской деятельностью был исключительно за ЦБ, независимо от того, какая доля бизнеса есть в компаниях или банках. «Я очень позитивно отношусь к ФСФР и ее руководству, но контроль за кредитными организациями должен оставаться у Банка России, поскольку мы и так страдаем от избыточного разделения надзора по разным регуляторам», — заявляет
Также ФСФР не прочь включить в процесс госрегистрации выпусков ценных бумаг и банки «в целях проверки соблюдения кредитными организациями требований законодательства РФ о ценных бумагах», чем сегодня занимается Банк России. «Со временем это можно сделать, так как ЦБ ранее через эту регистрацию контролировал акционеров и появление среди них нежелательных лиц», — говорит Олег Вьюгин. Сейчас банки в основном уже показывают своих бенефициаров, поэтому, по его мнению, госрегистрацию проектов эмиссии можно будет через какое-то время отдать в ведение ФСФР.
Если ФСФР удастся добиться расширения полномочий, то ей придется оценить долю банковского бизнеса в таких близких друг к другу структурах, как «Росгосстрах» и Росгосстрах Банк, СОГАЗ и банк «Россия», «Ингосстрах» и банк «Союз» вместе с НПФ «Социум», РЕСО и банк «РЕСО Кредит», НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» и банк «Петрокоммерц», НПФ «Стальфонд» и Меткомбанк, НПФ «Сургутнефтегаз» и Сургутнефтегазбанк, НПФ «Нефтегарант» и ВБРР и др.
Кирилл ЯЧЕИСТОВ