Российские граждане опять увлеклись потреблением и почти перестали копить, следует из официальной статистики. Закономерно, но, возможно, напрасно: сейчас самое время задуматься о том, чтобы отложить на депозит в банке хоть что-то.
«Склонность к сбережению… в марте текущего года достигла своего минимума за период последних трех лет»,— говорится в обзоре Минэкономики, опубликованном в конце апреля. Если три года назад этот показатель составлял почти 20%, то в марте 2012-го — всего 7,1%. Это, кстати, означает резкое падение даже по сравнению с уровнем февраля (9,4%).
В переводе на русский язык это значит, что население стало тратить на потребление все большую часть своих доходов и брать еще больше кредитов. По расчетам Минэкономики выходит, что в первом квартале 2012-го население использовало на текущее потребление 80,5% своих денежных доходов, год назад — 78,6%. При этом очень быстро «растут расходы на покупку недвижимости и оплату товаров за рубежом с использованием банковских карт: относительно марта прошлого года темпы прироста составили 22,2% и 37,6% соответственно».
Все закономерно. В кризис склонность к сбережению выросла, теперь мы наверстываем отложенное потребление. Перед выборами власти пошли на резкое увеличение социальных расходов, самочувствие относительно низкооплачиваемых групп населения улучшилось, возникла иллюзорная уверенность в том, что если доходы выросли, то они будут расти и впредь.
Масштаб нынешнего скачка доходов прекрасно характеризуется данными статистики: «За первый квартал текущего года номинальная начисленная заработная плата составила 24 741 руб. (прирост относительно прошлого года — 16%)». При текущем уровне инфляции около 4% в годовом исчислении это означает рост реальных зарплат на 11,7%. Много выше, чем темпы роста ВВП (около 4%), что, увы, означает: рост зарплат и доходов скоро остановится — долго такой диспаритет экономика выдержать не сможет.
То, что наше поведение предсказуемо и закономерно, совсем не значит, что оно рационально. Ослабление склонности к сбережению — нормальное явление, когда люди ждут роста доходов. В условиях, когда преобладающие ожидания — низкие темпы экономического роста, близкие к стагнации, не стоит ждать опережающего роста доходов.
Кроме того, именно этой весной, казалось бы, окончательно развеялись иллюзии, что государство будет способно обеспечить мало-мальски достойные пенсии. А значит, придется копить самим. Впрочем, эти иллюзии, по всей видимости, исчезли у меньшинства — аудитория центральных телеканалов, скорее всего, до сих пор наивно уповает на божественное провидение, которое к старости обеспечит им
Но даже им, казалось бы, должен быть доступен простой расчет: 12 минус 4 равно 8. 12 — это процентная ставка по банковским вкладам с госгарантией (не Сбербанк, но можно найти в банках второго ряда с приличной репутацией). 4 — текущий уровень инфляции. 8 — реальная процентная ставка. За последние 15 лет она еще никогда не была так высока. Проще говоря, с учетом того, что риски и разгона инфляции (выше 6—7% в год), и банковского катаклизма крайне невелики, никогда еще сбережения в форме банковских депозитов не были столь привлекательны.
Но вот парадокс — в банки деньги граждане не несут: «Существенно сократилась доля денежных доходов, направленных на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, с 2,8% за январь-март 2011 года до 1,8% за аналогичный период 2012-го». А вот доллары опять покупают как заводные: «Расходы на приобретение иностранной валюты выросли на 48% и составили 5,3% всех денежных доходов населения». И это при том, что нынешняя ситуация на денежном рынке явно в пользу довольно стабильного, а то и укрепляющегося рубля.
Впрочем, нет никакого парадокса: прибавку к зарплатам и доходам получили далеко не самые финансово грамотные люди. «Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечались в видах деятельности с большой долей государственного участия»,— считает Минэкономики.
Максим КВАША