Презентация попала инвесторам 16 апреля, в первый день роуд-шоу, в ней НОМОС-Банк указывал, что группа ИСТ — его контролирующий акционер с долей 51,18%, рассказал «Ведомостям» представитель одного из инвестиционных фондов (копия презентации есть у «Ведомостей»). А в МСФО банка за 2011 г. указано, что доля группы ИСТ после IPO в апреле 2011 г. снизилась до 48,48%. В проспекте эмиссии тех же еврооблигаций доли акционеров совпадают с данными МСФО.
Доли не менялись — в презентации допущена ошибка, которую обнаружили и исправили через несколько часов после того, как разослали инвесторам, заверил старший вице-президент НОМОС-Банка Роман Пивков.
НОМОС-Банк торгуется на LSE и ММВБ. На Ирландской фондовой бирже обращаются его субординированные евробонды на $500 млн — именно при их размещении инвесторам была предложена ошибочная презентация. Информация о появлении у эмитента контролирующего акционера очень чувствительна для рынка и может существенно двинуть котировки, говорит директор департамента ФБК Алексей Терехов.
16 апреля на LSE, где у НОМОС-Банка основные обороты, его расписки подорожали на 2,11% (индекс FTSE Russia IOB в тот же день упал на 1,74%), резких движений котировок после опубликования и исправления ошибочной презентации не было.
«Вопросов от инвесторов и регуляторов в связи с этой ошибкой в банк не поступало», — говорит Пивков. В любом случае, продолжает он, презентация не относится к официальным документам, на основе которых принимаются инвестиционные решения. К тому же ошибка не настолько существенна, считает Пивков: независимо от того, 48% акций у группы ИСТ или 51%, ИСТ, как крупнейший акционер банка, сохраняет контролирующее влияние.
Случаев, чтобы эмитент ошибся в контролирующем акционере, участники рынка не помнят. «Такая ошибка удивляет, — признает гендиректор «Альфа-капитала» Ирина Кривошеева. — Но вряд ли она будет критичной для инвесторов — они больше ориентируются на проспект эмиссии».
Презентация не относится к документам, недостоверное раскрытие информации в которых влечет ответственность для эмитента, говорит Терехов, но продолжает: «Это вопрос репутационных рисков. Если
Пивков признает, что у банка в этой ситуации может возникнуть репутационный риск.
Российские регуляторы — ЦБ и ФСФР — не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, как объяснил сотрудник одного из этих ведомств, вопрос, были ли тут нарушены требования российских нормативных актов, требует изучения.
LSE адресовала запрос «Ведомостей» в Британское управление финансовых услуг, там получить ответ не удалось.
Представитель группы ИСТ отказался от комментариев, представитель другого крупного акционера НОМОС-Банка, холдинга PPF, адресовал вопрос самому банку, но заметил, что такой технической ошибки у ответственного человека не должно было произойти.
«Ошибка возникла по вине одного из организаторов», — говорит сотрудник одного из банков, участвовавших в размещении евробондов НОМОС-Банка. Организаторами размещения были «ВТБ капитал», Ситибанк и JPMorgan. «Вся процедура подготовки документов к размещению была соблюдена, перед тем, как быть представленной инвесторам, информация была проверена юристами и утверждена эмитентом», — заявил руководитель управления рынков долгового капитала «ВТБ капитала» Андрей Соловьев. Вероятно, некорректная структура акционеров была указана в нефинальной версии презентации, говорит он, но не объясняет, почему в первый день роуд-шоу эту версию представили инвесторам.
Частый вопрос
«Один из самых частых вопросов акционеров НОМОС-Банка — остался ли у ИСТ контрольный пакет», — говорит аналитик «Атона» Иван Качковский. Де-факто ИСТ сохраняет контроль, уверял человек, близкий к акционерам НОМОС-Банка, по завершении IPO, которое лишило ИСТ контрольного пакета.
Наталия БИЯНОВА, Татьяна БОЧКАРЕВА