Николя Саркози проиграл во втором туре президентских выборов во Франции и стал одиннадцатым лидером ЕС, потерявшим власть после начала долгового кризиса в Европе. Особую горечь поражению придает тот факт, что уступил он до недавнего времени маловлиятельному и нехаризматичному социалисту Франсуа Олланду. Саркози не спасли ни масштабные экономические реформы, ни громкие обещания борьбы с нелегальными мигрантами. Французы решили доверить борьбу с кризисом новому президенту.
Олланд набрал во втором туре 51,67% голосов, Саркози — 48,33%. Таким образом, Олланд стал вторым президентом-социалистом в истории Пятой республики после Франсуа Миттерана, руководившего Францией в 1981—1995 годах.
«Кандидат перемен»
Еще в прошлом году наилучшие шансы занять Елисейский дворец имел глава МВФ Доминик Стросс-Кан, пользовавшийся большой поддержкой в народе и среди политиков. Увы, обвинения в сексуальных домогательствах к американской горничной поставили крест на его президентских амбициях, открыв, казалось, Саркози дорогу к переизбранию. Но тут как чертик из табакерки возник Олланд, который провозгласил себя «кандидатом перемен».
На фоне долгового кризиса, который серьезно затронул вторую по величине экономику зоны евро, многие популистские предложения Олланда пришлись по душе французам. Кандидат-социалист, в частности, обещал снизить на 30% зарплату президента и депутатов, заморозить на три месяца цены на газ, уменьшить планку пенсионного возраста вновь до 60 лет, а также ввести 75-процентный налог на тех, кто зарабатывает более 1 млн евро в год. Особую настороженность его риторика вызвала у банкиров. Кандидат в президенты хотел на 15% поднять налоги для банков и нефтяных компаний, урезать бонусы и наложить запрет на ряд спекулятивных финансовых инструментов, которые, по его мнению, угрожают экономике страны.
«В ходе предвыборной кампании Олланд сделал ряд громких заявлений, в том числе о повышении налога до 75% для тех, кто зарабатывает 1 млн евро в год. Однако, чтобы провести этот закон, ему потребуется большинство в Национальной ассамблее. Поэтому стоит подождать результатов выборов в палату депутатов, которые пройдут в июне», — считает эксперт Центра политических исследований Sciences Po Мадани Шорфа.
Значительные, хотя и не такие серьезные изменения, как пугали некоторые французские консерваторы, социалист Олланд внесет в экономическую политику Франции в рамках Евросоюза. Олланд неоднократно заявлял, что хочет переориентировать Европу на пакт роста вместо принятого пакта стабильности, который требует от стран валютного блока придерживаться жесткой финансовой дисциплины. Он также предлагал прибегнуть к неиспользованным ресурсам Европейского инвестиционного банка. Кстати, именно эта идея уже легла в основу нового плана по стимулированию экономики, который готовится Еврокомиссией к июньскому саммиту ЕС. Реализация задумки позволит привлечь в качестве инвестиций до 200 млрд евро частного капитала.
Не так страшен социалист
Серьезной критике Олланд в свое время подвергал и Германию, утверждая, что Парижу пора перестать идти на уступки Берлину при обсуждении общеевропейских тем. Однако аналитики считают, что, став президентом, Олланд будет высказываться мягче. «У Олланда ограниченное пространство для маневра. Ему придется действовать в условиях как минимум двух сдерживающих факторов: партнеры по ЕС и задача по снижению дефицита бюджета. Он должен проводить очень взвешенную финансовую политику. Если французам станет жить еще хуже, уровень его популярности резко пойдет вниз. Обычно у французских глав государств есть своего рода льготный период, когда они осваиваются в должности, однако
Многие обещания Олланду выполнить будет непросто. «Если Олланд не захочет считаться и будет гнуть свою линию, то повторится та же история, что и с Франсуа Миттераном. У него в свое время была логичная всеобъемлющая программа по преодолению кризиса и перестройке экономики на социалистический манер. В итоге он был вынужден ее быстро свернуть», — сказала профессор МГИМО Евгения Обичкина.
Борьба с бюджетным дефицитом также вызывает вопросы. За последние 30 лет французское правительство еще ни разу не завершило год с профицитом, указывают в своем отчете аналитики Barclays Capital Марион Лабур и Фабрис Монтань. Под вопросом и перспективы роста, особенно с учетом того, что потребители, скорее всего, продолжат экономить на фоне неблагоприятной ситуации на рынке труда и роста налогов.
А вот во внешней политике Парижа серьезных изменений никто и не ждал. «Вопросы международной политики, если только они не касались будущего Европы, вообще практически не поднимались во время предвыборной кампании. Вряд ли выработанная при Саркози политика Франции в отношении блока НАТО претерпит какие-то изменения, хотя необходимость пополнения бюджета теоретически может подтолкнуть Францию к размещению на своей территории американских систем ПРО», — сказал РБК daily ведущий аналитик Центра политических исследований Sciences Po Люк Рубан.
Владимир ПАВЛОВ, Юлия КАЛАЧИХИНА