Регионам придется меньше рассчитывать на бюджетные деньги и больше занимать на рынке. К 2014 году объем казенных кредитов планируется уменьшить в шесть раз — до 20 миллиардов рублей. Если это произойдет, регионы вынуждены будут активнее брать займы у банков или, как вариант, выпускать облигации. Эксперты прогнозируют, что с кредитами на короткий срок проблем не будет, а с «длинными» могут возникнуть сложности.
«Есть два типа заимствований: на покрытие кассовых разрывов (временной нехватки денег на текущие нужды) и на финансирование капитальных расходов, — комментирует «РГ» гендиректор «Альянс инвестиционного развития территорий» Илья Мещеряков. — Бюджет предоставлял преимущественно «короткие» кредиты на покрытие кассовых разрывов. На рынке с привлечением таких средств проблем нет. А вот с заимствованиями на 10—20 лет сложности имеются, поскольку «длинные» деньги банки одалживать регионам пока не готовы».
Ситуация в этой сфере, по словам эксперта, аналогична той, которая наблюдается в сегменте коммерческого кредитования. Только развитие отечественного рынка заимствований регионов и муниципалитетов идет еще медленнее, поскольку там работает меньшее количество финансовых институтов. Можно, конечно, занять и на внешнем рынке. И в прошлом году российским регионам это разрешили. Но не всем. Такое право есть пока только у «богачей», то есть тех территорий, в бюджетах которых доля федеральных денег за последние два года не превышала 5 процентов собственных доходов.
Эксперты прогнозируют, что расходы региональных бюджетов на обслуживание долгов возрастут, ведь рыночные займы дороже бюджетных. И выбор механизма заимствования имеет значение.
Кредиты, когда деньги берутся у одного банка, выгодны для сравнительно небольших заимствований, напоминает Илья Мещеряков. «Обычно, если денег нужно много — от миллиарда рублей и больше, то эффективнее выпустить облигации, — говорит эксперт. — Здесь эмиссия распределяется между несколькими кредитными организациями — они основные покупатели облигаций (инвесторы)». По словам старшего аналитика направления Региональные и муниципальные финансы рейтингового агентства Standard and Poor s (S&P) Александры Балод, обслуживание банковских кредитов обходится дешевле выпуска облигаций сопоставимого объема и срока погашения. Но выпуск облигаций, по ее словам, как правило, позволяет заемщикам не только привлекать более значительные объемы средств на более долгий срок, но и в меньшей степени зависеть от конкретного кредитора.
Эксперты считают, что для крупных и дорогих проектов регионам и муниципалитетам стоило бы использовать механизм частно-государственного партнерства. «В этом случае заимствования с рынка привлекает частная компания, а не сам регион», — замечает Мещеряков. Но пока такая практика используется не слишком активно. «Губернаторы и мэры соревнуются, кто больше средств привел из федерального бюджета, кто лучше работает с федеральными программами. В такой ситуации заимствования и развитие механизма частно-государственного партнерства уходят на второй план», — резюмирует эксперт. В 2011 году доля бюджетных кредитов в структуре региональных долгов достигла 35 процентов, подсчитали в S&P. В кризис, когда доходы субъектов таяли, а брать взаймы на рынке было слишком дорого, федеральный центр на поддержку территорий денег не жалел.
Но ситуация меняется, это понимают и регионы. По прогнозам S&P, в 2012 году они займут у банков более 300 миллиардов рублей, а в 2013 году — около 400 миллиардов рублей.
Юлия КРИВОШАПКО