Греки не хотят драконовских мер экономии. Поэтому они наказали обе партии, попеременно правившие в стране в последние десятилетия. Еще в 2009 году консервативная «Новая демократия» и социалистическая ПАСОК вместе набирали 80% голосов. В прошлое воскресенье от убедительного большинства осталось всего 33%. Политический сдвиг произошел и во Франции. Новый президент Франсуа Олланд обещает французам покончить с режимом экономии.
Греция может покинуть еврозону
Как пишет BFM.Ru, формирование коалиционного правительства в Греции может затянуться. Однако уже сейчас ясно: большинство в греческом парламенте против навязанного стране кредиторами курса жесткой экономии. Профессор экономики университета в Хоэнхайме Ханс-Петер Бургхоф (Hans-Peter Burghof) идет даже дальше. По его мнению, большинство в Греции считает государственные долги несправедливыми, а посему не собирается и расплачиваться по ним. Именно таков результат выборов в Греции. Нетрудно себе представить, как отреагируют на это финансовые рынки.
До сих пор погрязшую в долгах страну удерживали на плаву Евросоюз и Международный валютный фонд. Теперь главный экономист старейшего немецкого частного банка Berenberg Bank Хольгер Шмидлинг (Holger Schmiedling) считает, что если в греческом правительстве не останется никого, кто мог бы гарантировать проведение реформ, то Евросоюз может и прекратить финансирование. Тогда Греция будет вынуждена распрощаться с евро.
Профессор Бургхоф в этой связи обращается с призывом к правительству Германии серьезно отнестись к воле избирателей и сделать из этого следующие выводы: Германия не должна расплачиваться за долги Греции. Ни напрямую, ни через механизмы фондов стабилизации «евро», ни через Европейский центральный банк, ни посредством таких «сумасбродных», по его мнению, идей, как общеевропейские облигации.
Чего боится Меркель, к тому стремится Олланд
Но именно эту «сумасбродную» идею — общеевропейские облигации — и хочет реализовать новый президент Франции Франсуа Олланд. А Европейский центробанк, по его убеждению, должен еще активнее включиться в преодоление кризиса. Олланд готов стимулировать экономический рост за счет новых долгов. То есть он стремится к тому, чего боится канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel). Во время предвыборной кампании Олланд постоянно твердил, что добьется пересмотра фискального пакта — детища Ангелы Меркель, призванного вывести Европу из долгового кризиса.
С другой стороны, профессор макроэкономики эссенского университета Ансгар Бельке (Ansgar Belke) уверен, что расхождения во мнениях между Германией и Францией к конфронтации не приведут. Ведь и Олланд прекрасно понимает, что Германия — главный торговый партнер Франции. Не будет же он рубить сук, на котором сидит.
Инфляция съест не только деньги вкладчиков, но и госдолги
Рейтинговые агентства и финансовые рынки держат Францию под прицелом. В конкурентной борьбе с Германией она катастрофически отстает. Дефицит госбюджета во Франции в прошлом году составлял 5,2% от ВВП, в Германии — всего один. Уровень безработицы во Франции в два раза выше, чем в ФРГ. Доля Германии в общеевропейском экспорте растет, доля Франции — сокращается.
Поэтому финансовые рынки тут же расправятся с Францией, если Олланд решит осуществить свои предвыборные обещания, уверен профессор Бельке. Однако многие в Европе заинтересованы в менее стабильном евро, возражает экономист Бургхоф. Более высокий уровень инфляции облегчает работу правительств и, главное, повышает шансы заставить расплачиваться более богатых партнеров по еврозоне. И в первую очередь к ним относится Германия.
Чжанг ДАНХОНГ, Александр ВАРКЕНТИН