Результаты выборов в Греции и Франции вызвали беспокойство у инвесторов по всему миру. И в Европе, и в США рынки отреагировали снижением индексов. А экономисты Citigroup заявили, что шансы на выход Греции из еврозоны в ближайшие 18 месяцев выросли до 75%. Опрошенные «МН» эксперты также уверены, что в ближайший год Европу ждут экономические потрясения. При этом новые власти, несмотря на свои позиции, будут вынуждены проводить политику предшественников. Проблемы еврозоны, приведшие к кризису, так никуда и не делись.
В воскресенье, 6 мая, сразу в двух европейских странах проходили выборы, способные повлиять на судьбу евро. В Греции выбирали новый парламент, во Франции состоялся второй тур президентских выборов. К выборам греческого парламента, мало кому интересным в обычное время, в этот раз было приковано внимание экономистов и инвесторов. То, что Греции удалось хотя бы на время избежать финансового коллапса, — заслуга прошлого правительства. Несмотря на массовые протесты греков, ему удалось убедить инвесторов простить часть долгов, а парламент — проголосовать за резкое сокращение расходов. То есть выполнить условия, на которых остальная Европа соглашалась выдать грекам очередную порцию финансовой помощи. Поэтому всех наблюдателей крайне интересовал вопрос, сможет ли вновь избранное правительство придерживаться прежнего курса.
За французскими выборами также следили пристальнее, чем обычно. Франция — вторая экономика Европы. Именно французский президент Николя Саркози вместе с немецким канцлером Ангелой Меркель придумали и продвигали план спасения Европы, предполагавший резкое сокращение расходов во всех странах, — в марте план утвердили лидеры стран ЕС. Слаженный дуэт тогда даже окрестили Меркози. Соперник Саркози — Франсуа Олланд лейтмотивом избирательной кампании сделал пересмотр заключенного пакта. К политике затягивания поясов Олланд предлагал добавить стимулирующую экономику меры — государственные инвестиции в крупные инфраструктурные проекты.
По большому счету и в Греции, и во Франции люди выбирали, как дальше бороться с кризисом. И там и там политики, настаивающие на жесткой экономии, проиграли. Имевшие большинство в парламенте греческие партии ПАСОК и «Новая демократия» не смогли подтвердить результат. В итоге новые демократы сразу же заявили, что сформировать коалиционное правительство невозможно. А Олланд победил с незначительным перевесом, набрав 52% голосов против 48% у Саркози.
«На обоих выборах победили примерно одинаковые политические группы — социалисты. Но оба правительства не будут выполнять часть своих обещаний и продолжат курс предшественников. Потому что ситуация в экономике не изменилась. Если усилить траты бюджета, то в Европе начнется сильная инфляция. И финансовая стабильность будет потеряна», — говорит руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
Франция может изменить свой взгляд на усиление бюджетной и фискальной интеграции в ЕС — это также предполагает заключенный недавно договор. Но, как считает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева, у правительства свободы для маневра не очень много. «Поэтому вероятно, что Олланд продолжит движение, обозначенное Меркель и Саркози. Будет такой новый Меролланд», — говорит эксперт.
Тем не менее рынки отреагировали на итоги выборов крайне негативно. Европейские индексы упали в понедельник, но несколько выровнялись в середине дня после заявления Меркель о готовности работать с новым президентом Франции. К среде беспокойства инвесторам добавила неспособность греческих политиков сформировать новый кабинет. Новости из Франции и Греции стали одной из причин и наблюдавшегося в начале недели резкого снижения цен на нефть. Пессимизм поддерживают и прогнозы экономистов. Так, Citigroup изменила свой прогноз по выходу Греции из зоны евро, увеличив шансы на такое развитие событий с 50 до 75%.
Узнать, насколько верны прогнозы аналитиков, можно будет совсем скоро. Согласно существующим договоренностям следующий транш финансовой помощи Греции должен поступить 31 мая. К этому моменту местное правительство должно разработать план по дальнейшему сокращению дефицита бюджета на 5,5% ВВП в 2013—2014 годах. В реальность такого сценария аналитики практически не верят. Поэтому Евросоюзу придется либо пойти на очередные уступки и дать грекам дополнительное время, либо прекратить финансовую помощь и фактически отправить Грецию на выход из еврозоны.
«Европа приняла идею греческого дефолта. Фактически он состоялся, и можно спорить только о том, как его называть. Большой вопрос, зачем Грецию вообще взяли в еврозону. Теперь выйдет ли она оттуда — скорее политический вопрос», — объясняет Цепляева. По ее мнению, формальный выход вряд ли состоится. Но возможны разные сценарии, когда, например, вместе с евро в стране введут драхму. В распад еврозоны в целом экономист не верит, хотя считает, что кризис будет продолжаться еще долго. А директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев уверен, что выход Греции из еврозоны неизбежен. «По моей оценке, шансы, что это произойдет, — 99 из 100», — говорит Николаев.
Александра ПОНОМАРЕВА