Казахстан готов тратить нефтяные накопления из $51-миллиардного Нацфонда, если этого потребует борьба с новой волной экономического кризиса, сказал в интервью Рейтер вице-премьер Кайрат Келимбетов, высказавшись за ускорение буксующей приватизации.
Крупнейшая экономика Центральной Азии на протяжении десятилетия росла в среднем на восемь процентов ежегодно благодаря высоким ценам на экспортируемое сырье и притоку дешевых денег в банковскую систему, но резко замедлилась в кризисные 2007—2009 годы. Бессменный президент Нурсултан Назарбаев предупредил соотечественников об угрозе очередного витка экономического кризиса в случае замедления мирового спроса на сырье.
Международный валютный фонд прогнозирует замедление роста зависящей от экспорта нефти и металлов экономики Казахстана в ближайшие два года, а также ускорение инфляции, но отмечает устойчивость страны к глобальным финансовым потрясениям благодаря накопленным резервам.
Келимбетов, курирующий в правительство макроэкономику и финансы, подтвердил такой прогноз.
«Поддержка экономике, если мы столкнемся с новой волной кризиса, со стороны государства будет, конечно же, оказана», — сказал Келимбетов.
«Сложно забегать вперед и говорить, какова будет природа кризиса», — сказал Келимбетов, в прошлом министр экономики и финансов и глава государственного фонда Самрук-Казына — крупнейшего холдинга страны, владеющего долями в компаниях и банках общей стоимостью более $80 миллиардов.
Он напомнил, что Казахстан уже прибегал к такому методу.
«Если исходить из того, что в период кризиса мы потратили за несколько лет приблизительно $15 миллиардов, что, в принципе,
Во время последнего кризиса, когда цены на нефть упали до $40 за баррель, Казахстан потратил из Нацфонда $10 миллиардов.
В этом году Назарбаев удовлетворил просьбу государственных нефтяников о $4 миллиардах из нефтяного «фонда будущих поколений», вопреки предостережениям озабоченного эффективностью трат гуру местных экономических реформ, главы центробанка Григория Марченко.
«Мы все риски для себя посчитали,… но думать нужно о хорошем», — сказал Келимбетов.
«Казахстан из кризиса 2007—2010 годов достаточно успешно вышел», — сообщил он, добавив, что власти все равно разработали «антикризисный план».
Вице-премьер оценил долг правительства на 1 апреля в $19,4 миллиарда, или 9 процентов ВВП, включая $15 миллиардов внутреннего долга и $4,4 миллиарда — внешнего.
«Я считаю, что это очень хорошие показатели. Казахстану не грозят проблемы суверенных долгов, которые сейчас большой проблемой для европейских экономик являются», — сказал вице-премьер.
«Ответственно и осторожно»
Келимбетов назвал сегодняшнюю бюджетную политику правительства «очень ответственной» и «очень осторожной», тогда как рост цен на нефть может стать дополнительным подспорьем в финансировании государственных программ.
«У нас пока достаточно осторожная политика. У нас дефицит бюджета в этом году — 2,5 процента к ВВП запланирован, а я думаю, что по итогам тенденций (роста) цен на нефть, возможно, у нас, может быть даже эти планы и не будут выполнены. Будет снижение, реальное, финансирования дефицита», — сказал он.
«В 2013 году мы планировали порядка 1,5 процентов к ВВП, в 2014 году — 1,3 процента (ВВП). Если (говорить) в абсолютных цифрах, то в этом году это будет 779 (миллиардов тенге, $5,3 миллиарда), в следующем 474. В основном это, как правило, долгосрочные соглашения с международными финансовыми институтами».
МВФ и ЕБРР указывали Казахстану большой объем «плохих» кредитов как один из основных рисков страны. Келимбетов сказал, что страна разработал план решения проблемы.
«Нацбанк представил свою концепцию фонда плохих кредитов, который в мае-июне должен уже заработать», — сообщил вице-премьер.
«Возможности этого фонда будут свыше $1—2 миллиарда, наверное, портфель проблемный немного больше, но этот фонд будет больше ориентирован на такие индустриальные проекты поддержки малого и среднего бизнеса… Суммарная капитализация фонда составит $1—2 миллиарда».
По его словам, в 2010—2011 годах уровень плохих активов был «достаточно высокий, там было и 38 процентов», тогда как в этом году «какие-то улучшения есть».
«Давайте смотреть на NPL (non-performing loans, «плохие кредиты») не как на некую проблему, которая сковывает дальнейший рост, а смотреть как на напоминание о более рассудительной и рациональной политике в будущем», — сказал он, сославшись на прогноз Нацбанка, который ждет роста кредитного портфеля в этом году на 15 процентов.
В то же время, по его словам, за три месяца кредитный портфель вырос на 16,1 процентов до 8,8 триллиона тенге ($59,5 миллиарда).
В 2011 году банковская система Казахстана нарастила ссудный портфель на 15,2 процента.
В попытке поддержать экономическую стабильность на первом витке кризиса, вызванного снижением мирового спроса на сырье правительство Казахстана в 2009 году национализировало три крупнейших банка — БТА, Альянс-банка и Темирбанка. Келимбетов высказался за сокращение присутствия государства в банковской системе.
«Мое мнение, что их нужно продать как можно быстрее, государству не находиться в банковском секторе», — сказал вице-премьер.
«Моя персональная точка зрения, что в банковском секторе нужно быстрее провести приватизационные вещи».
Изменение климата
На фоне роста недовольства населения социальным расслоением вследствие того, что многие считают несправедливым перераспределением богатства в богатой ресурсами стране, Назарбаев пообещал избирателям облегчить доступ к национальным богатствам через размещение акций. Однако в сентябре 2011-го Келимбетов говорил Рейтер, что волатильность на мировых фондовых рынках отодвигает широко анонсированные «народные IPO».
Критики обвиняют 71-летнего президента в неспособности снять национальную экономику с сырьевой иглы и обуздать ставшую тормозом для деловой активности коррупцию, отпугивающую инвесторов в «недобывающие» отрасли. По итогам 2011 года Transparency International опустила Казахстан в мировом индексе восприятия коррупции на 120-е место со 105-го в 2010-м.
Но правительственный чиновник настроен на лучшее.
«Я считаю, что большая работа была проведена в рамках улучшения инвестиционного климата», — сказал он.
«Мы с оптимизмом смотрим на предстоящую 3-5-летнюю перспективу в плане экономического роста в Казахстане. Понятно, что очень многое будет зависеть от глобальной мировой обстановки, прежде всего ситуация в еврозоне».
Келимбетов сказал, что правительство «смотрит очень оптимистично» на темпы роста инвестиций, признавая, что последние «пока связаны с сырьевыми отраслями».
За 20 лет независимости иностранные инвесторы вложили в Казахстане около $160 миллиардов.
Добывающие отрасли считаются наиболее высокооплачиваемыми на местном рынке труда, но именно они стали ареной конфликтов, подпортивших традиционный имидж социальной стабильности в Казахстане. В прошлом году длительные протесты нефтяников, требовавших роста зарплат, а затем восстановления на работе, вылились в кровопролитные столкновения. Спустя полгода по их стопам пошли 300 шахтеров медной корпорации Казахмыс, отказавшихся выходить на поверхность, пока власти и работодатель не гарантировали удовлетворения их требований.
Келимбетов не ответил на вопрос о рисках для макроэкономики, которыми чреваты трудовые споры в сырьевых отраслях.
Мария ГОРДЕЕВА