Цены на сырьевые товары упали до самых низких уровней почти за два года. Инвесторы начали опасаться, что бычий сырьевой суперцикл, начавшийся в 1999 г., заканчивается — или как минимум взял длительную паузу.
Экономика Китая замедляется, а американская никак не может набрать скорость. Неопределенные перспективы двух ведущих экономик мира совпали с изменением в соотношении спроса и предложения на сырьевых рынках: производители некоторых товаров нарастили добычу в достаточной степени для того, чтобы создать по крайней мере временный их избыток — особенно если спрос окажется низким.
Падение цен на нефть и золото с максимальных уровней 2012 г. стало уже двузначным, а цена на медь, которая считается барометром экономической активности, снизилась на 8% с пика этого года, достигнутого в феврале (при том, что она сильно упала уже в 2011 г.). Сырьевой рынок стал очень чутко реагировать на мнение экспертов относительно ситуации в мировой экономике; опасения ее замедления и, особенно долговые проблемы в Европе зачастую перевешивают фундаментальные показатели соотношения спроса и предложения, отмечают трейдеры. «Одно слово о замедлении [экономики], и по рынку тут же идут продажи», — говорит Джон Бейли, генеральный директор Spruce Private Investors, которая инвестирует $3 млрд под управлением в девять хедж-фондов, ориентированных на работу с сырьем. Он, правда, полагает, что фундаментальные показатели для сырьевых рынков остаются хорошими, рост в развивающихся странах продолжит поддерживать цены. Однако «макроэкономика сейчас доминирует, определяя краткосрочность видения» участников рынков, отмечает Бейли.
Двумя основными драйверами сырьевого суперцикла, начавшегося в 1999 г., были быстрый рост развивающихся стран (особенно Китая, который в 2001 г. вступил в ВТО), стимулировавший спрос, и ограниченность предложения (низкие цены на сырье в конце 1990-х — начале 2000-х гг. не способствовали инвестициям в наращивание добычи).
С тех пор ситуация изменилась. Производство значительно увеличилось, что во многом объясняется новыми технологическими методами добычи, прежде всего на рынке природного газа. В США, например, производство нефти выросло с 1999 г. на 16%, меди — на 28%, алюминия — на 94%.
Рост предложения оказал значительное влияние на цены. Цена газа в США в 2008 г. почти достигала $14 за 1 млн британских тепловых единиц, а в этом упала до $2. Рост добычи золота во многих странах давит на цены, в результате чего может прерваться период 11-летнего роста стоимости металла. Американские фермеры, как ожидается, в этом году засадят кукурузой самые значительные с 1937 г. площади. «История с нехваткой предложения закончилась. С этого времени спрос — единственный значимый фактор для роста цен», — говорит Дуглас Портер, заместитель главного экономиста Bank of Montreal.
Изменения в соотношении спроса и предложения и снижение цен в последнее время породили спросы относительно того, завершился ли суперцикл на сырьевых рынках, или, по крайней мере, можно ли говорить о существенной паузе в подъеме цен. Эти рынки известны тем, что на них могут наблюдаться длительные периоды нехватки или избытка сырья, что ведет к резким изменениям цен. «Мы полагаем, что сырьевой суперцикл завершился, причем еще в 2008 г.», — говорит Майкл Шаул, председатель совета директоров Marketfield Asset Management.
Но, в целом, аналитики все-таки не прогнозируют, что в скором времени начнется длительный период снижения. Некоторые говорят, что рынок, возможно, вошел в фазу более медленного роста, и если раньше подъем воспринимался как само собой разумеющееся, то теперь он будет регулярно прерываться периодами падения.
«В текущем году цены на сырьевом рынке сильно не изменятся, — считает Марк Келлер, гендиректор Confluence Investment Management, которая сократила вложения в промышленные товары и увеличила инвестиции в золото. — Думаю, в течение года мы нащупаем дно, откуда начнется рост».
Инвестиции в сырье приносили хорошую отдачу в течение более чем 10 лет. Dow Jones-UBS Commodity Index, отслеживающий цены фьючерсов на 20 сырьевых товаров, показал рост по итогам 9 из 12 лет; падение же имело серьезные причины: теракты 11 сентября в 2001 г. и мировой финансовый кризис в 2008 г.
В пятницу индекс снизился на 1% до самого низкого уровня с сентября 2010 г. С начала года индекс потерял 4% после того, как в 2011 г. снизился на 13%. Если текущий год завершится в минусе, два года падения подряд станут первым таким периодом с 1997—1998 гг.
С конца 1998 г. Dow Jones-UBS Commodity Index вырос на 73,2%.
Лайам ПЛИВЕН
WSJ, перевод Михаила ОВЕРЧЕНКО