Британский фунт стерлингов с начала года укрепился сильнее какой-либо другой валюты ведущих развитых стран. Это произошло на фоне поиска инвесторами тихой гавани, в которой можно укрыться от бушующего в Европе долгового кризиса. Но главной причиной укрепления британской валюты стал приток в страну иностранных инвестиций, убеждены аналитики HSBC.
С начала этого года фунт укрепился по отношению к валютам основных торговых партнеров Великобритании на 3,4% — больше, чем какая-либо другая валюта десяти ведущих развитых стран мира, свидетельствуют данные Bloomberg. На прошлой неделе британская валюта достигла своего наивысшего уровня по отношению к евро с 2008 года (80,01 пенса) и торгуется сейчас вблизи восьмимесячного максимума по отношению к доллару (1,6 долл.). Укрепление фунта продолжается, несмотря на то что по итогам первого квартала этого года страна вступила уже во вторую рецессию за последние три года. Такой повторный спад в стране отмечается впервые с 1975 года.
Традиционно аналитики объясняли укрепление фунта долговым кризисом в зоне евро — даже несмотря на проблемы в экономике страны, британская валюта воспринимается надежным укрытием для капитала на фоне бегства инвесторов из евро. Еще одна причина — серьезные сомнения в том, что глава Банка Англии Мервин Кинг пойдет на новый этап количественного смягчения (скорее, это сделают его коллеги из ЦБ США и ЕС).
В HSBC, однако, озвучили еще одну причину, которая, по их мнению, имеет решающее значение для укрепления фунта в последние месяцы, — приток в Великобританию иностранных инвестиций. «Один фактор, который, возможно, является наиболее значительным, — возобновившийся приток инвестиций через сделки по слияниям и поглощениям», — отметили в своем отчете аналитики банка. С начала года объем сделок по слияниям и поглощениям, объектом которых выступали британские компании, достиг максимального с 2008 года значения в 32,6 млрд долл. Впервые за последние четыре года иностранные компании приобретают в Великобритании больше активов, чем британские корпорации за рубежом. Это поддерживает курс национальной валюты, считают аналитики HSBC.
Впрочем, насколько продолжительным окажется этот эффект, не вполне ясно, учитывая эпизодический характер крупных сделок M&A. «Нельзя продавать хорошие компании постоянно. Поглощения оказывают значительное влияние, но долгосрочное будущее валюты это не определит», — сказал РБК daily глава подразделения глобальной валютной стратегии HSBC Дэвид Блюм.
Однако в будущем фунт могут поддержать и другие факторы. Например, возврат интереса к британской валюте со стороны управляющих международными резервами. После сокращения объема резервов, размещенных в фунтах в 2010 году, в прошлом году показатель увеличился на 12 млрд, до 142 млрд фунтов. При этом интерес управляющих резервами к британской валюте сохраняется: в начале мая Национальный банк Швейцарии сообщил, что он увеличил долю фунта в своих резервах с 4,3% в конце прошлого года до 8,5% в первом квартале 2012 года.
Андрей КОТОВ